Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Самовоспитание — одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные. Формы и методы С. — это самоубеждение, самокритика, самопринуждение, самоограничение.

К. Маркс указывает, что в отличие от животного, к-рое «не отличает себя от своей жизнедеятельности», действует сообразно со своей естественной природой, человек «делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» («Из ранних произведений», с. 565), т.е. формирует и совершенствует свою личность в соответствии со своим представлением о сущности и назначении человека.

Проблема С, была поднята этикой еще в древности. Но она понималась, как правило, индивидуалистически, как самосовершенствование личности ради нее самой, как цель нравственного развития индивида в отличие от служения его об-ву. В деонтологическом интуитивизме, напр., обязанность самосовершенствования трактуется как самостоятельная, не связанная с к.-л. «утилитарными» (общественными) потребностями.

Однако конкретные задачи этого самосовершенствования на деле понимались по-разному, в зависимости от представления о нравственном идеале, в к-ром всегда выражались определенные классовые и общественные интересы. В противоположность буржуазному пониманию С. К. Маркс показал его общественное значение: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» («Из ранних произведений», с. 590).

По мере повышения сознательности людей (как в процессе индивидуального развития каждого отдельного человека, так и в ходе развития общественной активности масс трудящихся) личность становится не только объектом, но и во все большей мере субъектом воспитания. Особенно большое значение С. приобретает в социалистическом об-ве, где неизмеримо возрастает роль самостоятельного регулирования личностью своей моральной деятельности, где С. масс постепенно становится формой общественного процесса нравственного воспитания.

Способность С., сознательного и творческого усвоения принципов коммунистической нравственности, умения целенаправленно формировать свою личность на основе анализа своих действий и постановки жизненных целей является одним из осн. показателей степени коммунистической сознательности человека.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Самовоспитание


 

2010. Словарь по этике.