Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Самореализации этика — течение в совр. буржуазной философии морали, идеи к-рого развивают философы-идеалисты различных направлений. В конце XIX — начале XX в, С. э. обосновывали объективные идеалисты Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Дж, Маккензи, Б. Бозанкет (Англия), Дж. Ройс (США); персоналисты Б. Боун, М, Колкинз, У. Хоккинг (США), а в последние десятилетия — Ж. Бастид, Э. Мунье и Г. Мадинье (Франция); неогегельянец Б. Кроче (Италия), протестантский философ Ф. Адлер и др.

Общим для различных вариантов С, э. является то, что все они рассматривают цель моральной деятельности как реализацию индивидом своего «внутреннего Я», к-рое считается совершенно уникальным, неповторимым, отличным от «Я» всех др. людей. Отсюда делается вывод, что нравственное значение поступков отдельного человека состоит не в том, что они отвечают к.-л. общим для всех людей моральным принципам, а, напротив, в том, что они индивидуальны, своеобразны, не похожи на действия др. людей.

Такое понимание критерия нравственности, к-рое противопоставляет индивидуальное общему, основывается на моральном индивидуализме и приводит к крайнему волюнтаризму в истолковании нравственности. Теоретики данного направления претендуют на преодоление противоположности альтруизма и эгоизма. Множество «индивидуальных Я» они включают в некую всеохватывающую систему «абсолютного Я» (последнее часто понимается как бог), по отношению к к-рому первые выступают как части единого целого.

С помощью такой чисто спекулятивной объективно-идеалистической конструкции утверждается якобы гармония между всеми людьми: каждый, осуществляя в своих поступках лишь требования своего собственного «Я», вместе с тем реализует закон всеобщего «Я», служит целому (напр., об-ву) и веем его частям (отдельным индивидам), Фр. персоналисты при этом делают упор на осуществление каждым человеком своей индивидуальной сущности, обосновывая тем самым принцип индивидуализма в морали.

Амер. и англ. теоретики в большинстве своем подчеркивают приоритет целого над индивидуальным, проповедуя, т. обр., идею высшего морального авторитета капиталистического об-ва перед личностью. За всем этим, в сущности, скрывается мысль о якобы имеющей место в условиях совр. капитализма гармонии между интересами человека и общества.

Идеалистическая конструкция «абсолютного Я», включающего все «индивидуальные Я», на самом деле является отражением действительных социальных отношений капитализма эпохи империализма: государственно-монополистической системы, всесторонне подчиняющей себе личность. Причем этой системе придается некий «высший», космический смысл. Т. обр., С. э. — это типичная буржуазная апологетическая теория, служащая для идеологического оправдания совр. капитализма.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Самореализации этика


 

2010. Словарь по этике.