Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Руссо (Rousseau), Жан-Жак (1712—78) — фр. социальный и политический мыслитель, писатель, философ. Особенности этических взглядов Р. определяются прежде всего его социально-политической позицией. Отвергая порядки и нормы жизни феодального об-ва. Р. восставал также против складывающихся отношений капиталистической эксплуатации, против буржуазного эгоизма, безудержной жажды наживы и связанных с этим нравственных пороков.

Резкой, подчас парадоксальной, критике он подверг основанную на неограниченном господстве частной собственности цивилизацию, придя к выводу, что прогресс культуры в этих условиях привел к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья. Основа нравственности, по Р., — в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, к-рый по природе своей добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое естественным состраданием.

Но естественный человек изолирован; поэтому правовые и моральные нормы, регулирующие его поведение в об-ве, непосредственно не могут быть выведены из природы. Они возникают в результате «общественного договора» создающего коллективный организм — гражданское об-во, в к-ром поступки человека принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга — место физического импульса.

Важнейшие моральные качества общественного человека, с т. зр. Р., — трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном об-ве, как его мыслил Р., хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечены свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность, а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма, Р. отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду.

Авторитет моральных норм, с его т. зр., должен быть подкреплен также религией. Отвергая догмы и этику христианства, Р., будучи деистом, считает общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства. Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость «общественного договора» и законов. В то же время Р., оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего «общественный договор»: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше».

Из всей системы взглядов Р. вытекают его новаторские для того времени педагогические идеи, Гл. задачу воспитания Р. видел в формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка путем развития естественных задатков и способностей. Идеи Р. оказали влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей фр. революции, особенно якобинцев (проповедь «республиканской добродетели», осуждение эгоизма и богатства, культ «верховного существа»).

Скованный рамками мелкобуржуазного умеренно-уравнительного идеала, Р. не мог последовательно решить проблему гармонии частного и общего интереса, снять противоречие «гражданина» и «человека». Тем не менее его идеи оплодотворили развитие не только демократической, но и социалистической мысли. Гл. произв., в к-рых развиты этические идеи Р.: «Рассуждения о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Руссо


 

2010. Словарь по этике.