Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Рационализм (этический) (лат. rationalis — разумный) — методологический принцип, лежащий в основе мн. домарксистских и некоторых совр. теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из к-рого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к самым различным ситуациям.

Моральные представления людей в своей совокупности действительно образуют целостную систему логически взаимосвязанных понятий (Сознание моральное), в к-рой более частные представления можно обосновать с помощью более общих. Но, абсолютизируя эту сторону морального сознания, рационалисты исходят из того, что все конкретные моральные проблемы, встречающиеся в жизни, можно разрешать путем чисто логического вывода из единого общего принципа.

Тем самым они умаляют значение анализа конкретных социальных условий и обстоятельств и принижают роль личности в выборе определенного морального решения. В своих крайних формах этический Р. ведет к догматизации нравственности, к превращению ее в совокупность прописных истин, к-рые в готовом виде содержат в себе решение всех встречающихся в жизни проблем. В истории этических учений Р. чаще всего выступал как тенденция, к-рая осуществлялась с той или иной степенью последовательности.

Элементы Р. можно обнаружить в этических учениях Платона и Эвклида Мегарского. Платон, напр., пытался найти единую основу всех частных добродетелей (такую основу он видел в понятии «высшего блага») и тем самым дать всеобщее определение справедливости, из к-рого вытекают все конкретные требования морали. Рационалистическая тенденция содержится в учении стоиков. Словарь по этике Цицерона, позднее у Фомы Аквинского, затем у Канта (Формализм).

В сущности, рационалистический характер носят этические системы гедонизма, эвдемонизма и утилитаризма, где все содержание моральных норм и принципов сводится к единому требованию приносить наслаждение, счастье или пользу людям. В совр. буржуазной этике попытки построить формально-логическую систему понятий предпринимаются некоторыми неопозитивистами (Язык моральный). Всем разновидностям этического Р. в равной мере присущ общий методологический порок: выводя все содержание моральных требований из к.-л. единого принципа, теоретики нравственности не могут научно обосновать сам этот принцип, а предлагают признать его как самоочевидный факт, не нуждающийся в доказательствах.

Однако в прошлом Р. как метод этики (пока он не абсолютизировался) имел в целом прогрессивное значение, поскольку его сторонники ставили перед собой задачу создания теории этики как практической дисциплины, к-рая помогает людям решать жизненные проблемы. Именно эта положительная сторона Р. чаще всего отрицается в совр. буржуазной философии морали. Так, этические формалисты, критикуя Р., утверждают, что этика не может быть «механикой поведения», не может даже в самом общем виде ставить и решать моральные проблемы, ибо они не относятся к области науки (Мораль и наука).

Иррационалисты (Иррационализм) считают, что моральные вопросы вообще не могут решаться в теоретической, обобщенной форме, что каждая нравственная ситуация совершенно уникальна, неповторима. Марксистско-ленинская теория морали, признавая исторические заслуги этического Р., и критикуя его ограниченность, берет из этой теории все то, что было в ней ценного для анализа нравственности (Логика морального языка).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Рационализм


 

2010. Словарь по этике.