Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Причинность (в морали) — по вопросу о роли П. в мире в истории философии существовали два противоположных взгляда. Первый, детерминистский (лат. determinare — определять), состоит в том, что все явления и процессы, происходящие в природе, об-ве и сознании, причинно обусловлены. Др. взгляд на мир (индетерминизм) так или иначе отрицает это.

Проблема П. применительно к морали связана с решением следующих гл. вопросов: во-первых, существует ли объективное основание нравственных требований, определяется ли их содержание условиями, находящимися за пределами морального сознания, или же самим этим сознанием; во-вторых, если признать, что поведение человека причинно обусловлено, то как совместить детерминизм со способностью человека делать моральный выбор, а также с его ответственностью за те поступки, к-рые он совершал?

В истории этических учений имели место самые различные формы детерминизма, утверждалось, что содержание моральных требований определяется законами вселенной (Космической телеологии этика), биологической эволюции (Эволюционная этика), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм) и т. д.

Все эти разновидности этического натурализма не улавливали специфического характера П. в морали, толковали ее механистически, что иногда вело к фатализму в понимании общественной истории и человеческого поведения. В противовес детерминизму неоднократно предпринимались попытки доказать, что история якобы развивается в соответствии с нравственными представлениями людей. А происхождение самих моральных представлений чаще всего усматривалось в расположениях, склонностях людей.

Это часто приводило к моральному волюнтаризму (Экзистенциализм, Неопозитивизм). Согласно марксистско-ленинскому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость, а не противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей. «Идея детерминизма, — писал В. И. Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий.

Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка...» (т. 1, с. 159). Конфликт, возникающий между требованиями нравственности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесса, В каждый его момент возникают новые потребности, к-рые разрешаются лишь в ходе последующего развития об-ва, П. в морали имеет, однако, свою специфику.

Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина, действующая помимо его воли. Именно поэтому личность ответственна за свои действия и ее поступки могут оцениваться как добро или зло.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Причинность


 

2010. Словарь по этике.