В истории этических учений имели место самые различные формы детерминизма, утверждалось, что содержание моральных требований определяется законами вселенной (Космической телеологии этика), биологической эволюции (Эволюционная этика), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм) и т. д. Это часто приводило к моральному волюнтаризму (Экзистенциализм, Неопозитивизм). Согласно марксистско-ленинскому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость, а не противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей. «Идея детерминизма, — писал В. И. Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка...» (т. 1, с. 159). Конфликт, возникающий между требованиями нравственности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесса, В каждый его момент возникают новые потребности, к-рые разрешаются лишь в ходе последующего развития об-ва, П. в морали имеет, однако, свою специфику. Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина, действующая помимо его воли. Именно поэтому личность ответственна за свои действия и ее поступки могут оцениваться как добро или зло. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |