Сложившись в эпоху эллинизма с характерным для нее образованием огромных рабовладельческих монархий, разрушивших формы полисной демократии, этика П., как и у стоиков, является индивидуалистической. Он отбрасывает социальную этику Платона и развивает этические идеи последнего только в контексте индивидуальной морали личного совершенствования. Но в отличие от космополитической этики стоиков (учения о повиновении «гражданина мира» законам вселенной, управляемой провидением), этический индивидуализм П. — учение о «бегстве» от зла и от порочности материального мира к запредельному богу путем совершенствования и диалектического восхождения через интуиции прекрасного к высшему благу. Т. обр., над гражданскими добродетелями возвышаются очистительные, а над ними — созерцательные. Восхождение души к высшему благу совершается на путях эстетической жизни (восхождение к общепрекрасному), любовной страсти (восхождение к бестелесному прекрасному) и философской жизни (восхождение к истинно реальному). Последняя осуществляется посредством математического воспитания и диалектики — основы для приобретения и совершенствования естественных добродетелей и принципов нравственности. Счастье, по П., жизнь в целом, и все живущее счастливо в возможности. Человеку счастье доступно лишь тогда, когда он живет не только чувственной жизнью, но рассудком и умом, ибо счастье — в рассудочной части души. Оно совпадает с совершенством: не зависит от внешних благ и свойственно лишь подлинному (внутреннему) человеку, к-рый в самом себе имеет все для счастья. Внешние блага не являются истинными, ибо они лишь необходимые условия телесного существования Нравственный идеал П. — бегство от зла. Т. обр., порок — это ослабленный материей свет души. Несмотря на черты алогизма и иррационализма в целом этика П. — этика эллинского интеллектуалистического идеализма. В феодальную эпоху она была вытеснена христианской этикой. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |