Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Плотин (205—270) — греч. философ эллинистической эпохи, систематизатор идеалистического учения, основывающегося на идеях Платона и потому называемого неоплатонизмом. Соч. П. издал его ученик Порфирий, разделив их на шесть «Девяток» («эннеад») — по девяти трактатов в каждой. Кроме Платона на формирование этических взглядов П. оказали влияние Аристотель и отчасти этика стоицизма.

Сложившись в эпоху эллинизма с характерным для нее образованием огромных рабовладельческих монархий, разрушивших формы полисной демократии, этика П., как и у стоиков, является индивидуалистической. Он отбрасывает социальную этику Платона и развивает этические идеи последнего только в контексте индивидуальной морали личного совершенствования.

Но в отличие от космополитической этики стоиков (учения о повиновении «гражданина мира» законам вселенной, управляемой провидением), этический индивидуализм П. — учение о «бегстве» от зла и от порочности материального мира к запредельному богу путем совершенствования и диалектического восхождения через интуиции прекрасного к высшему благу.

Назначение человека, по П., посредством добродетели стать подобным богу. Первая ступень добродетелей — гражданские, их признак — наличие меры, свойственной идеальному миру форм, предела и «эйдосов» (умственных «видов»). Далее следуют добродетели «очищения» — освобождения от телесного, как чуждого сущности души. Очищение делает человека безгрешным, исправляет его, но конечная цель — не безгрешность, а богоподобие, уподобление уму.

Т. обр., над гражданскими добродетелями возвышаются очистительные, а над ними — созерцательные. Восхождение души к высшему благу совершается на путях эстетической жизни (восхождение к общепрекрасному), любовной страсти (восхождение к бестелесному прекрасному) и философской жизни (восхождение к истинно реальному). Последняя осуществляется посредством математического воспитания и диалектики — основы для приобретения и совершенствования естественных добродетелей и принципов нравственности.

Счастье, по П., жизнь в целом, и все живущее счастливо в возможности. Человеку счастье доступно лишь тогда, когда он живет не только чувственной жизнью, но рассудком и умом, ибо счастье — в рассудочной части души. Оно совпадает с совершенством: не зависит от внешних благ и свойственно лишь подлинному (внутреннему) человеку, к-рый в самом себе имеет все для счастья. Внешние блага не являются истинными, ибо они лишь необходимые условия телесного существования Нравственный идеал П. — бегство от зла.

Сущность зла, к-рое познается только по противоположности,— все чувственное. Точнее зло определяется как материя, как недостаток, антитеза или отсутствие добра. Абсолютный недостаток добра есть зло, относительный или частичный — порок. Это слабость души, к-рая сама по себе имеет множество сил. Бегство от порочности есть победа души над материей, к-рая, хотя и не может проникнуть на место, занимаемое душой, помрачает излучаемый душой свет, делает его тусклым.

Т. обр., порок — это ослабленный материей свет души. Несмотря на черты алогизма и иррационализма в целом этика П. — этика эллинского интеллектуалистического идеализма. В феодальную эпоху она была вытеснена христианской этикой.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Плотин


 

2010. Словарь по этике.