Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Платон (427—347) — древнегреч. философ, ученик Сократа, основатель учения объективного идеализма, глава учрежденной им в Афинах философской школы (академии). Философские соч. П. (дошло около 35, гл. из них — «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство») написаны в форме диалога, эпиграмм и писем. За основу всего сущего П. принял не-воспринимаемое чувствами и постигаемое только умом бытие, или «виды» («идеи»).

Последние одновременно и причины всех вещей, и их умопостигаемые формы и образцы, по к-рым демиург творит вещи чувственного мира, и цель, к к-рой они направляются. Бытию («идеям») противостоит небытие, или материя, — начало обособления вещей в пространстве. Посредником между миром «идей» и «материей» П. провозгласил объемлющую мир «мировую душу». Над царством вечных и неизменных «идей» главенствует «идея» блага; она доставляет предметам способность быть познаваемыми, существовать и получать сущность.

Благо (добро) не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности и является непредполагаемым началом всего. Идея блага сообщает учению П. характер идеализма телеологического, основанного на представлении о действующей в мире высшей целесообразности, а также идеализма этического: все вещи направляются к благой цели, хотя чувственный характер делает их неспособными достигнуть блага.

Верховная цель всех живых существ, предмет стремлений — счастье, к-рое состоит в обладании благом. Учение об «идее» блага П. считает наивысшим из всех философских учений. Мир чувственных вещей занимает, по П., срединное положение между областью бытия и небытия и есть единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного.

Этика П. пронизана теологическими представлениями его теории «идей» и учения о тройственном строении бытия: истинно сущих «идей», мировой души и мира чувственных вещей. Тройственность эта отображается в строении души человека, в к-рой П. различает три способности: интеллектуальную, волевую и аффективную (первая является господствующей). П. представил это в образе крылатой колесницы, где возница (ум) правит двумя конями, олицетворяющими волевое и аффективное начала души.

Понятая т. обр. каждая индивидуальная душа есть, по П., истечение объемлющей мир «мировой души». Тройственным составом души определяются осн. добродетели: мудрость (добродетель ума), мужество (добродетель воли) и добродетель, представляющая просветление страстей, или аффектов (греч. «софросюнэ»). Синтез и равновесие этих добродетелей осуществляются четвертой добродетелью — справедливостью.

Этическое учение П. претерпело известную эволюцию. В ранних диалогах П. находится под сильным влиянием этического рационализма Сократа и рассматривает всякую добродетель как знание. Затем знание ставится в связь с любовью («Эротом»), а в «Государстве» рассматривается в единстве с состоянием тела. В «Федоне» тело изображается как «могила» души. Взгляд П. на соотношение интеллектуального начала с удовольствием — типично эллинский.

С одной стороны, счастье достижимо только для духа, для мысли, освободившейся от всего чувственного, приобщившейся к добру и божеству (с этой т. зр. даже государство предназначено лишь для философской добродетели). С др. стороны, этическое учение П. завершается учением о единстве разума и «чистого» чувственного удовольствия.

Однако этика П. не является учением чистого спиритуализма: осн. ее положение — равновесие как духовных, так и телесных сил и способностей. Знание, совпадающее с добродетелью, рассматривается как мудрое и дающее блаженство состояние всех природных способностей человека. Идеалистическое учение П. и в настоящее время используется противниками материалистического мировоззрения.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Платон


 

2010. Словарь по этике.