Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Пессимизм (лат. pessimus — наихудший) — воззрение, согласно к-рому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего лучшего. Противоположен оптимизму. Настроения П. обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой историческую почву и обречены на исчезновение.

Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, к-рые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки»» (В. И. Ленин, т. 20, с. 102).

Настроения обреченности и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчетливо проявляется в кризисные периоды истории (когда мн. люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишен духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности. Черты П. заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя.

Так, греч. поэт Гесиод (VIII в. до н. э.) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно»: такова воля богов. П. в оценке человека присущ этике стоицизма. Пессимистична в основе своей религиозная мораль. Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь... — читаем мы в Библии слова Экклезиаста, — ибо все суета и томление духа... Все произошло из праха, и все возвратится в прах»; «человек рождается на страдание», — говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признается причиной страданий.

Правда, религиозная мораль «смягчает» свой П. признанием возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире (христианство) или в состоянии нирваны, т. е. при полной отрешенности человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа. Распространение настроений П. в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений.

В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности. «Горечь и скука — вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир — ничтожество... — говорит итал. поэт-романтик Дж. Леопарди. — Судьба уделила нашему роду одну только смерть». Складываются философские концепции П. Шопенгауэр, напр., считает, что желания человека никогда не смогут быть удовлетворены до конца, что поэтому «жизнь со всех сторон, по существу своему — страдание».

Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество, осознав невозможность счастья, вечность и неизбежность страданий, признает существование мира абсурдным и проникается жаждой небытия. Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, т. к. др. цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию П. развил Ницше.

Отвергая философию упадка и П. шопенгауэровского типа, Ницше призывает к оправданию жизни, в т. ч. и «ее наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к жестокому, злому, ужасному он называет дионисским П. или П. силы. Эту идею заимствовали у Ницше идеологи фашизма. Для Шпенглера, назвавшего себя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В совр. философии пессимистическое воззрение выражено, напр., в экзистенциализме (идея свободы и бытия для смерти и т. п.).

Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, т. к. оно находится в противоречии со всей историей развития об-ва и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добром), а с пониманием законов поступательного развития об-ва, представлением о социальном и моральном прогрессе. Поэтому правильный взгляд на действительность, противоположный П., подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости бороться с ним.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Пессимизм


 

2010. Словарь по этике.