Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Ответственностькатегория этики, характеризующая отношение личности к об-ву с т. зр. осуществления ею определенных предъявляемых к ней нравственных требований. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в к-ром он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере, эта задача выполняется или в какой мере человек повинен (Вина) в ее невыполнении,— это вопрос о личной О. Т. обр., О — это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с т. зр. возможностей личности.

В связи с этим проблема О. охватывает следующие вопросы! в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования! в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли отвечать человек за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на к-рые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия. Все эти вопросы решались теоретиками морали в зависимости от того, как им представлялось действительное положение человека в об-ве, в к-ром они сами жили.

Проблема О. в домарксистской этике была особенно трудной потому, что во всей предшествующей истории общественные законы действовали стихийно, находились вне контроля человека. Люди в своей деятельности оказывались игрушками слепых, непонятных для них сил. В условиях родового и общинного строя человек полностью зависел от «судьбы» и одновременно был повинен за все последствия своих действий, к-рые он не мог предвидеть. В совр. капиталистическом об-ве положение человека остается столь же противоречивым.

Поэтому буржуазные философы при решении проблемы О. часто бросаются в одну из двух крайностей; либо признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, к-рых добивается (деонтологический интуитивизм). Марксистская этика решает вопрос об О. исторически конкретно.

Проявления моральной безответственностя людей в классово-эксплуататорском об-ве в конечном счете обусловлены бесчеловечным характером общественных отношений (Отчуждение). Личная О. человека неизмеримо возрастает в условиях социализма, где ликвидируется стихийность действия экономических законов, где люди получают возможность сознательно участвовать в коллективном преобразовании об-ва.

В процессе формирования коммунистических отношений мера личной О. каждого постоянно увеличивается соответственно развитию массовой общественной активности, сознательности людей, самодеятельности и творчества трудящихся во всех областях жизни и деятельности. Проблема О. — это в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, к-рая в полной мере осуществляется лишь с гармоническим развитием всех способностей личности (Всестороннее, целостное развитие личности).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Ответственность


 

2010. Словарь по этике.