Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Отношение к труду — экономическая и этическая категория, раскрывающая как объективное положение трудящихся в производственном процессе, форму их участия в общественном труде, так и субъективное их отношение к своей общественно полезной деятельности. В экономическом плане О. к т. определяется характером трудовых стимулов людей. В эксплуататорском об-ве, напр., привлечение к труду осуществляется в осн. через насильственное и экономическое принуждение.

Соответственно, человек в своей трудовой деятельности либо подчиняется силе, либо побуждается материальным интересом. В моральном плане О. к т. включает представления людей о цели и смысле труда, о его значении для об-ва и в жизни человека. О. к т. составляет основу различных трудовых обязанностей человека перед об-вом и перед др. участниками производства (Труда нравственность, Профессиональная этика). О. к т. исторически менялось, приобретая новые формы при переходе от одной социально-экономической формации к др.

От общественной формы труда и тех целей, к-рые в нем преследуются, в значительной мере зависит и понимание содержания нравственного долга личности перед об-вом, назначения и смысла жизни человека. В эксплуататорском об-ве производительный труд является подневольным, поэтому самому производителю он представляется необходимостью, навязанной человеку извне, мучительным бременем, неизбежным злом. Из этого положения и исходит господствующая мораль эксплуататорского об-ва, к-рая идеологически оправдывает и духовно закрепляет принудительный характер труда. В христианской морали труд изображается как проклятье, ниспосланное человеку богом.

Поэтому вся земная жизнь человека представляется лишь как подготовка к загробной жизни, как искупительное страдание ради достижения «вечного блаженства» в будущем (Религиозная мораль, Аскетизм). О. к т. как к проклятью и пути достижения наслаждения в будущем в принципе остается и при капитализме. Труд рассматривается рабочим лишь как средство к жизни, к-рая начинается только за воротами фабрики, по ту сторону общественно полезной деятельности. Поскольку труд выступает как принудительный, моральные стимулы к труду имеют крайне ограниченное значение.

С помощью нравственной проповеди теоретики буржуазной морали пытаются преодолеть естественное отвращение трудящихся к эксплуатируемому труду. Реальная возможность трудиться на благо всего об-ва, во имя интересов человека впервые появляется в условиях социализма, где прямой целью производства является удовлетворение материальных и духовных потребностей всех людей. Поэтому труд выступает здесь не только как средство к жизни (материальная заинтересованность), но и как сознательное и свободное служение людям, как подлинное назначение человека, как деятельность, к-рой личность утверждает себя.

Эта вторая сторона социалистического труда по мере строительства коммунистического об-ва постепенно расширяет свои границы, становится определяющей. Соответственно расширяется сфера действия моральных стимулов в трудовой деятельности. Коммунистическое отношение к труду утверждается в жизни об-ва как результат дальнейшего прогресса производительных сил и формирования коммунистических общественных отношений, развития сознательности всех людей.

Оно означает, как определяет его В. И. Ленин, труд «не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма» (т. 40, с. 315).

Элементы этого труда возникают уже в совр. социалистическом об-ве — напр. движение бригад и ударников коммунистического труда. Это движение явилось новым, более высоким этапом социалистического соревнования. Движение за коммунистический труд органически сочетает в себе борьбу за подъем производства, за достижение наивысшей производительности труда с воспитанием нового человека, с культурно-техническим ростом трудящихся, с утверждением новых форм поведения на производстве и в быту. Формирование коммунистического О. к т. у широких масс трудящихся представляет собой сложный и длительный процесс.

О. к т. советских рабочих в значительной мере определяется самим характером труда (насколько он является творческим, дающим простор для развития индивидуальности работника, или наоборот). А это в свою очередь зависит от уровня развития техники и связанного с нею общественного разделения труда. Поэтому превращение труда в первую жизненную потребность каждого предполагает не только рост сознательности масс, но и решение целого ряда сложных социально-экономических проблем.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Отношение к труду


 

2010. Словарь по этике.