Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Оптимизм (лат. optimus — наилучший) — воззрение на общий ход исторического развития мира, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости — над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму. О. как общественное настроение и как система философски-этических взглядов тесно связан с идеей нравственного и социально-исторического прогресса.

Как способ практической ориентации человека О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. надо признать плодотворной основой поведения индивида. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному.

Идеалист Платон, напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек может быть добродетелен при условии, если его разум (через к-рый индивид причастен к миру идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистически - оптимистические взгляды развивали Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. мыслители античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями.

Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Аквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь, по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина — существенные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц.

Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло — это необходимый фон для торжества добра, а наш мир — наилучший из всех возможных миров. Мысль о том, что зло — ступенька к добру, поддерживалась И. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю,
— это реализованная свобода, конечная цель мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует останавливаться, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное».

Из веры в социальный прогресс и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило, отвергают идею исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования.

Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции, к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пессимистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия капитализма).

Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов социально-исторического развития. Открыв эти законы, исторический материализм впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование.

Осуждение (моральное) — см. Санкция моральная.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Оптимизм


 

2010. Словарь по этике.