Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание, определяя то или иное явление как проявление добра или зла. В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от требований, выраженных в виде норм, к-рые в форма общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явления ми и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Это имеет место, напр., при выборе человеком из нескольких возможных действий такое, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе — зло»). Прибегая к такой форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтобы совершить правильный выбор. Марксистско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или, наоборот, опровергать) посредством более общих моральных представлений — нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра и зла, а также путем анализа социальных последствий, к к-рым приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |