Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Оценка (моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при к-ром оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание, определяя то или иное явление как проявление добра или зла.

В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от требований, выраженных в виде норм, к-рые в форма общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явления ми и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности.

Напр., оценивая к.-л. проступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что именно так они не должны поступать. В этом отношении оценочное суждение: «Этот поступок — зло» — можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек» (Санкция моральная). Существует еще и производная форма О., когда оцениваются возможные будущие поступки.

Это имеет место, напр., при выборе человеком из нескольких возможных действий такое, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе — зло»). Прибегая к такой форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтобы совершить правильный выбор.

В понимании природы моральной О. в совр. буржуазной этике существуют две тенденции. Одни (напр., сторонники деонтологического интуитивизма) рассматривают О. лишь как акт «незаинтересованного» созерцания и поэтому не могут объяснить, как от О. люди переходят к пониманию своего долга, к действию. Др., напротив, считают О. лишь скрытым предписанием и поэтому не придают ей познавательного значения (Неопозитивизм).

Марксистско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или, наоборот, опровергать) посредством более общих моральных представлений — нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра и зла, а также путем анализа социальных последствий, к к-рым приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика).

Оценочное суждение — см. Язык моральный.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Оценка


 

2010. Словарь по этике.