Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Ницше (Nietzsche), Фридрих (1844—1900) — нем. философ-иррационалист, представитель философии жизни, филолог, поэт. Был поклонником Шопенгауэра; ему импонировал шопенгауэровский пессимизм, а также критика последним культуры и ценностей. В дальнейшем Н, пришел к выводу, что пессимизм Шопенгауэра и его учение о воле недостаточны для преодоления кризиса совр. культуры, даже напротив, они сами — лишь явление и продукт этого кризиса. Исследуя состояние культуры своего времени, Н. сделал вывод, что Европа стоит накануне кризиса.

Об этом, с его т. зр., свидетельствует появление нигилизма, означающего, что «высшие ценности теряют свою ценность», что наступил период упадка и разложения подлинных ценностей и возвышения ценностей мнимых. Особую роль, считает Н., в создании подобного положения сыграла религия с ее фарисейской моралью; такую же роль он отводит демократическим и социалистическим теориям и учениям, направленным якобы на то, чтобы уравнять всех людей; сильных сделать слабыми, а слабых — сильными.

Отсюда стремление Н. разделаться равно как с религиозной моралью, так и с различными гуманистическими теориями. Поскольку существующую мораль Н. считал безнравственной, он призывал к «переоценке ценностей», к уничтожению существовавших моральных норм. Гл. принцип философии и этики Н., к-рому он придавал космический смысл, — учение о «воле к власти», В морали и искусстве Н. видел не только противоядие нигилизму и декадансу, но и средство их преодоления (при условии, что мораль и искусство получат новое содержание в духе принципа «воли к власти»).

Н. отрицает традиционную мораль как устремление к идеалу и внешнее ограничение поведения, усматривая в ней разрушающее инстинкты и жизнь начало («Необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь»). Отсюда его тяготение к «сильным» человеческим типам, к-рые могли бы «прорвать горизонт» установленных моральных норм и правил, стать вне обычной морали. Н. развивает свою теорию «сверхчеловека», стоящего «по ту сторону добра и зла», в к-рой сконцентрировались осн. задачи его этического учения. Н. оказал влияние на современников своей «радикальной» критикой всех ценностей буржуазного об-ва.

Однако это была критика, направленная на укрепление авторитарной власти, сыгравшая роль теоретического обоснования господства «элиты». Не случайно культ сильной личности, «сверхчеловека», отрицание морали, воля к власти и др. идеи философии и этики Н. впоследствии были восприняты фашистами, объявившими его своим идейным и духовным вождем. Осн. этические соч. H. «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (1906, рус, перевод 1909), «Так говорил Заратустра» (1892), «Несвоевременные размышления» (1906).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Ницше


 

2010. Словарь по этике.