Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Неотомизм — направление в совр. буржуазной философии морали, в к-ром нашли конкретное воплощение принципы официального католического философско-религиозного учения (само название «Н.» происходит от латинизированного имени средневекового схоласта Фомы Аквинского — Thomas). Осн. представители Н. (данное направление в этике известно также под названием теории «естественного закона») — фр. философы Маритен и Э. Жильсон, у к-рых нашлось мн. последователей среди ортодоксальных католических теологов (И. Симон, В. Бурке), теологов, близких к протестантизму, а также философов религиозного толка.

В отличие от неопротестантизма, к-рый является направлением откровенного иррационализма в этике, Н. представляет собой попытку включить в религиозное мировоззрение некоторые принципы этического рационализма. Это нашло выражение в построении дедуктивной системы понятий, с помощью к-рых обосновываются требования нравственности, по принципу иерархии (последовательного их подчинения) и в придании универсального характера основополагающим принципам морали. Конечным и высшим основанием морали сторонники Н. объявляют «божественный закон», к-рый имеет ряд градации. Высшая его ступень — «вечный закон», определяющий природу самого бога.

Если неопротестанты считают источником нравственности изменчивую волю бога, то неотомисты мыслят божественную природу неизменной, считают, что «божественный разум» раз и навсегда предопределил содержание моральных требований. В связи с этим допускается в известных пределах рациональное обоснование этих требований, хотя оно и считается недостаточным без религиозной веры. Понятие «вечного закона» позволяет католикам проводить мысль о неизменности и абсолютности христианских норм (Абсолютизм этический). Следующей ступенью является «естественный закон» — данная человеку богом природа.

В этом понятии сосредоточены наиболее демагогические стороны католического учения о нравственности: мораль — это не только те требования, к-рые предъявляют человеку существующее (в данном случае буржуазное) об-во, но вместе с тем и потребности самого человека; между ними, следовательно, нет противоречия. Подчеркивается даже, что нравственность должна вести человека к счастью.

На этом основании Ж. Маритен называет свою теорию «истинным гуманизмом». Сущность этого «гуманизма» заключается в том, что сами потребности человека толкуются в религиозном духе: счастья, напр., считается возможным достичь в полной мере лишь в загробной жизни. Следующая ступень «божественного закона» — «человеческий позитивный закон», к-рый, по сути дела, означает законы, формулируемые буржуазным государством, правом и церковью.

Трактуя эти законы как конкретное развитие «естественного закона», этика Н. прямо раскрывает свое назначение в качестве идеологической защиты капиталистического об-ва. Подлинной добродетелью неотомисты провозглашают строгое выполнение воли государства и др. буржуазных институтов. Если «вечный закон» толкуется в абсолютистском духе, то позитивный закон, напротив, представляется меняющимся в зависимости от обстоятельств.

Так получают высшую моральную санкцию изменения политического курса буржуазного государства, политическая беспринципность буржуазии. Неотомистская этика, одна из наиболее апологетических и одновременно демагогических теорий морали на Западе, наиболее откровенно служит оправданию буржуазной действительности и идеологии.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Неотомизм


 

2010. Словарь по этике.