Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Натурализм (лат. natura — природа) — методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и некоторых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в том, что моральные требования выводятся не из общественных условий бытия человека, а из некоего естественного начала — из законов природы или биологическо-психологических особенностей человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности.

При этом некоторые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая — в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории).

Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма» (Эгоизма теории), затем в утилитаризме. В совр. буржуазной этике на основе натуралистического принципа строятся т. наз, эволюционная этика и ряд др. теорий морали (Интереса теория, Космической телеологии этика). Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное.

Он исходит из того, что требования нравственности имеют исторический характер, обусловлены законами общественного развития (Мораль). Н. в этике всегда связан с моральным фетишизмом, с представлением о вечном характере морали, поскольку она отвечает неизменной «человеческой природе» и «естественному» положению вещей. В совр. условиях такое понимание нравственности имеет особенно реакционный смысл, служит обоснованием идеи незыблемости капиталистического об-ва и его морали.

Однако в прошлом принцип Н. имел иногда прогрессивное значение, поскольку был направлен против религиозного истолкования нравственности. В совр. буржуазной этике термин «Н.» часто неправомерно трактуется в более широком смысле, используется для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством «внеморальных понятий» — интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование идет от Мура (Интуитивизм).

Оно зачисляет в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и некоторые религиозные моральные учения, напр. теорию «естественного закона» (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В действительности же марксистская этика, основанная на историческом материализме, не только не является натуралистической, но и единственная в истории этической мысли подвергает Н. критике с научных позиций.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Натурализм


 

2010. Словарь по этике.