Марксистско-ленинская этика исходит из того, что проблема соотношения Н. и д. практически решается в процессе строительства коммунистического об-ва, когда человек познает и подчиняет себе действие общественных законов. Тогда противоречие Н. и деяний утрачивает тот всеобщий и неразрешимый характер, к-рый оно имеет во всей предшествующей истории. В отдельных случаях человек может в силу определенных обстоятельств, неучета различных факторов не достигнуть того результата, к какому он стремился. Такого рода просчеты возможны и в массовом масштабе. Однако коренные общие цели, стоящие перед социалистическим об-вом и выдвигаемые практикой коммунистического строительства, отражают объективные тенденции исторического развития и потому так или иначе осуществляются в действительности. Это существенно изменяет и дееспособность каждого отдельного человека, делает его действительно ответственным за результаты своей деятельности. Согласно коммунистической морали, человек, действующий сознательно, должен отвечать за свои Н. и общественное значение своих поступков, последствия к-рых он может предвидеть. «...«Благие» намерения, — писал В. И. Ленин, — остаются в лучшем случае субъективным делом Карпа, Петра, Сидора» (т. 18, с. 366), тогда как общественное значение поступков — факт объективный. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |