Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Намерения и дела — еще в древности, когда человек впервые стал отличать себя от первобытного рода, он обнаружил, что находится в зависимости от чуждых ему социальных сил, в результате чего его Д., часто вопреки его намерениям, приводят к нежелательным, гибельным для него последствиям. Непонятная для людей зависимость их от объективных социальных условий в древнегреч. мифологии изображалась как «рок», «судьба», к-рые якобы и приводят к тому, что даже благие Н. иногда выливаются в аморальные деяния.

Эта вина по неведению в греч. искусстве трактовалась как трагедия для того или иного человека, но позднее, в христианстве, стала рассматриваться как вина всего человеческого рода перед богом (Грех). С тех пор проблема соотношения Н. и д. проходит через всю историю этической мысли. Для буржуазной этики она является неразрешимой, поскольку в условиях капитализма из-за действия стихийных сил человек не может иногда предвидеть последствия своих поступков.

Сторонники деонтологического интуитивизма провозглашают, что человек ответствен лишь за свои Н. и усилия, но не может быть повинен в результатах своих действий. Экзистенциализм и неопротестантизм, напротив, делают человека целиком ответственным за трагические последствия своих поступков, считают, что он всегда должен «брать вину на себя», стоически принимать поражение своих замыслов. Обе т. зр. при их последовательном развитии объективно обрекают человека на пассивность.

Марксистско-ленинская этика исходит из того, что проблема соотношения Н. и д. практически решается в процессе строительства коммунистического об-ва, когда человек познает и подчиняет себе действие общественных законов. Тогда противоречие Н. и деяний утрачивает тот всеобщий и неразрешимый характер, к-рый оно имеет во всей предшествующей истории. В отдельных случаях человек может в силу определенных обстоятельств, неучета различных факторов не достигнуть того результата, к какому он стремился. Такого рода просчеты возможны и в массовом масштабе.

Однако коренные общие цели, стоящие перед социалистическим об-вом и выдвигаемые практикой коммунистического строительства, отражают объективные тенденции исторического развития и потому так или иначе осуществляются в действительности. Это существенно изменяет и дееспособность каждого отдельного человека, делает его действительно ответственным за результаты своей деятельности.

Согласно коммунистической морали, человек, действующий сознательно, должен отвечать за свои Н. и общественное значение своих поступков, последствия к-рых он может предвидеть. «...«Благие» намерения, — писал В. И. Ленин, — остаются в лучшем случае субъективным делом Карпа, Петра, Сидора» (т. 18, с. 366), тогда как общественное значение поступков — факт объективный.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Намерения и дела


 

2010. Словарь по этике.