Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Мотив — субъективное отношение человека к поступку, к-рый он намеревается совершить. Если намерение определяет, что именно решено сделать, то М. показывает, во имя чего совершается поступок, какие при этом преследуются (моральные или аморальные) цели. В истории этической мысли с понятием М. связывались в осн. две проблемы: вопрос о роли М. в нравственности, в поведении человека (имеет ли в морали значение, по каким М. поступает человек; что более важно — М. или деяние), а также о его нравственном содержании (каким должен, быть подлинно нравственный М.).

На первый вопрос различные направления в домарксистской этике отвечали по-разному: либо в поступке важен гл. обр. или исключительно М. (Моральной доброты теория), либо М. не играет роли, имеет значение лишь само действие (деонтологический интуитивизм). Теоретики, придававшие определяющее значение последствиям поступков (Консеквенциальная этика), считали, что достижение требуемых моралью результатов должно быть и субъективной целью человека (Гедонизм, Эвдемонизм, Утилитаризм, Эгоизма теории). Однако роль М. в моральной деятельности их, как правило, мало интересовала.

По второму вопросу в истории этики также предлагались самые различные решения, в зависимости от понимания природы и назначения нравственности, В качестве моральных М. выставлялись: стремление к наслаждению, к счастью, «разумно понятый» частный интерес, служение богу, укрощение плоти (Аскетизм), повиновение «категорическому императиву» и т. д. Часто противопоставлялись друг другу «мораль добродетели» — стремление человека к добру и «мораль долга» — самоподчинение человека моральному закону (Формализм, Деонтология).

Марксистская этика не признает противоположности между моралью долга и добродетели, «внутренней» нравственностью М. и «внешней» моральностью деяния (Легализм). С т. зр. марксистской этики требования морали направлены на осуществление определенных социальных потребностей. Поэтому прежде всего имеют значение сами действия, совершаемые людьми. Но помимо объективного результата всякого действия имеет значение также и его М., ибо мораль регулирует поведение людей в значительной мере посредством личного сознания каждого отдельного человека.

Если человек подчиняет свои действия (пусть даже сами эти действия соответствуют требованиям обстоятельств и нравственным нормам) не моральным М., а страху перед наказанием, соображениям эгоизма, карьеризма, тщеславия, то в иных обстоятельствах этот же человек (когда его интересы будут расходиться с общественными или если он почувствует безнаказанность своих поступков) способен совершить и безнравственное деяние. Поэтому марксистская этика рассматривает М. и деяние человека в тесном единстве.

Особенно большое значение придается М. в коммунистической нравственности, к-рая предполагает сознательное служение личности интересам об-ва. Для социалистического об-ва важно не просто достижение той или иной частной цели, диктуемой потребностями конкретных обстоятельств, а в конечном итоге осуществление высшей цели — построения коммунизма, создания нового человека.

Коммунистическая нравственность специально формулирует ряд требований, имеющих отношение к М., — идейность, сознательность, убежденность, принципиальность. Причем значение личной сознательности как регулятора поведения возрастает в социалистическом об-ве в ходе строительства коммунизма.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Мотив


 

2010. Словарь по этике.