Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Мораль и право — вопрос о соотношении морали и П. занимает одно из ключевых мест в марксистско-ленинском этическом учении. С этим вопросом связана принципиальная проблема о методах воздействия об-ва на человека. Как формы общественного сознания и общественных отношений М. и п. имеют между собой мн. сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: регулируют поведение людей в об-ве. И М. и П. представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), выражающих волю господствующего в об-ве класса, а также, в определенной мере, — некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном.

Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов об-ва. Несмотря на то что нормы П. носят, за редкими исключениями (т. наз. обычное право), писаный характер, т. е. официально провозглашаются государством, а нормы М. в основном живут в общественном сознании, и М. и П. представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. П. подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, государственное, международное и т. д.), и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов (кодексы).

М. в свою очередь включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений (Труда нравственность, Профессиональная этика, Быта нравственность, Брачно-семейная мораль), хотя здесь разграничение не столь четко выражено. Самое важное различие между М. и п. касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм П. обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административных, уголовных и экономических санкций) с помощью специального аппарата правосудия, к-рое осуществляется должностными лицами. Требования М. поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов.

Моральная санкция осуществляется, т. обр., мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными к.-л. особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, об-вом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как П., так и М. Возникающие иногда несоответствия между требованиями закона и нравственности в подавляющем большинстве случаев связаны не с различиями М. и п. как таковых, а с противоречиями внутри самих этих форм общественного контроля (между законодательством и его практическим осуществлением, между нормами общечеловеческой и классовой М., между требованиями об-ва и личной совести).

Условия для преодоления противоречий между М. и п. создаются в ходе коммунистического строительства, по мере того как М. и п. постепенно утрачивают классовый характер, становятся общенародными. Этому процессу способствует в решающей мере то обстоятельство, что соблюдение нравственных принципов становится при социализме непременным законом политики и деятельности государства, а П. начинает все шире осуществляться силой общественного воздействия. Однако и в социалистическом об-ве М. и п. не совпадают полностью.

Так, хотя в принципе всякий антиобщественный проступок заслуживает морального осуждения, далеко не все из них караются мерами уголовного наказания. Процесс сближения и в конечном счете слияния М. и п. в форму общественного сознания, к-рая будет регулировать поведение людей и общественный порядок, носит длительный и сложный характер; завершение этого процесса связано с полным построением коммунизма, отмиранием государства и заменой его коммунистическим общественным самоуправлением.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Мораль и право


 

2010. Словарь по этике.