Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Мораль и политика — две различные формы регуляции массовой деятельности и общественного сознания, имеющие каждая свои особенности, но на практике часто тесно переплетающиеся друг с другом. М. и п. одинаково имеют классовый характер, но требования первой формулируются для всех людей, в т. ч. для представителей иных классов, тогда как политические программы формулируют лишь задачи и методы борьбы определенных классов с др. П. в осн. проводится в жизнь государством, его институтами и партиями, М. — непосредственно широкими народными массами.

П. всегда решает вопрос о целесообразности тех или иных методов достижения определенных классовых целей. М. же, отражая объективные потребности классов и общественного развития, ставит вопрос о самих целях деятельности, ограничивая методы их достижения не по принципу наибольшей эффективности, а по принципу их допустимости и оправданности. Это различие не исключает единства М. и п., т. к. на практике наиболее дальновидная и перспективная П. приближается к требованиям гуманности и справедливости. П. подлинно народного государства совпадает с устремлениями и действиями широких масс.

В предшествующей же истории соотношение М. и п. было острой и критической проблемой для этики, особенно по вопросу о границах применимости к П. моральных требовании и критериев. Особый интерес к этому вопросу стали проявлять идеологи буржуазии, стремившейся к политической власти. В противоположность религиозно-христианскому учению о божественном происхождении нравственности (Мораль и религия), якобы никак не связанной с практическими интересами людей, они попытались связать М. с земными потребностями социальной жизни человека.

Одновременно это подразумевало соединение М. и п., чаще всего ценой полного подчинения М. политическим задачам (Макиавеллизм). Гоббс, напр., вообще сводит все назначение нравственности к тем целям, к-рые стоят перед П. и правом; моральная добродетель, с его т. зр., состоит в укреплении устоев государства. Фр. материалисты, напротив, видели одну из важнейших целей государственной П. в том, чтобы посредством «разумного» законодательства создать личную заинтересованность всех людей в нравственных поступках, и оценивали государственную П. по этому моральному критерию (т. е. с т. зр. выполнения ею данной нравственной задачи).

Но просветительская иллюзия о том, что буржуазная П. может быть построена на нравственной основе и подчинена осуществлению моральных целей, вскоре была развеяна действительной практикой капиталистического государства. Буржуазные мыслители (за исключением наиболее откровенных апологетов капитализма) стали противопоставлять М. и п. как два взаимоисключающих способа деятельности: первый — якобы «идеальный», свободный от практических расчетов (Цели и средства), а второй — по принципу практической целесообразности.

Такая постановка вопроса характерна уже для КантаКатегорический императив»), а в совр. буржуазной этике для неопротестантизма. Действительно, неумолимая логика законов капиталистического об-ва постоянно приводит П. к нарушению законов человеческой нравственности. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин разоблачали аморальность буржуазной политики, ее продажность, антигуманность, готовность использовать любые средства, даже идти на преступления против человечества ради сохранения господства капитала.

Особенно это характерно для внутренней и внешней П. империализма. Совершенно иной характер имеет П. коммунистических партий и социалистических государств. Это зависит не просто от моральных качеств тех или иных руководителей. Принципиальной основой социалистической П. является научно обоснованная программа строительства коммунизма. И именно потому, что эта программа отражает объективную тенденцию исторического развития, изложенные в ней идеалы, отвечающие многовековым устремлениям трудящихся, действительно осуществляются на практике, а не выливаются в новую форму социальной несправедливости, как это происходило до сих пор в истории.

В этом смысле подлинно нравственными являются цели социалистической П., из характера к-рых вытекают ее методы и средства. Осуществление П. методами, соответствующими коммунистическим идеалам, — неотъемлемое требование, неразрывно связанное с чистотой самих идеалов, принципов марксизма вообще. В. И. Ленин неустанно и непримиримо боролся за нравственную высоту П. Коммунистической партии и социалистического государства, осуждая всякое нарушение соответствия между высокими политическими целями и методами их осуществления.

КПСС строит свои отношения с массами на моральном авторитете и взаимном доверии, на всемерном развитии критики и самокритики, на принципиальности и честности перед народом, требует от руководителей скромности и убежденности в правоте проводимой ими политики (см. также Гуманизм, Уважение, Бдительность). На высоконравственной основе строится внешняя П. социалистических государств, принципами к-рой являются: товарищеская взаимопомощь, солидарность с трудящимися др. стран, признание равноправия и суверенитета всех народов и т. д.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Мораль и политика


 

2010. Словарь по этике.