Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Монтескье (Montesquieu), Шарль Луи де Секонда, барон де ля Бред и де Монтескье (1689—1755) — фр. философ-просветитель, политический мыслитель, писатель, социолог и историк. Проявлял пристальный интерес к нравственной философии. Деист, тяготевший к материализму, М. считал основой нравственности природу человека, естественные отношения между людьми, устанавливающиеся в силу природы вещей.

Однако, принимая общие предпосылки естественно-правовой теории, М., в отличие от авторов последовательно-рационалистических концепций, отрицал возможность построить на их основе универсальную систему «естественных законов», ибо условия существования и характеры народов не одинаковы. Определяющими нравы людей факторами он считал прежде всего факторы физические — географическую среду, придавая особое значение климату.

Так, холодный климат, по М., образует людей мужественных и крепких, жаркий — расслабленных и малодушных, склонных к чувственности. Нравы людей зависят также от окружающей человека общественной среды, к-рая совпадает у М. с понятием политического строя и законодательства. Различая в истории три формы правления М. выше всего в моральном отношении ставит республику, где господствует принцип политической добродетели — любовь к законам, отечеству, готовность жертвовать собой в его интересах.

В монархии осн. нравственным принципом является честь, под к-рой М. имеет в виду предрассудки, связанные с чинами, родовитостью и т. п. с философской т. зр., считает М., это «ложная честь»; он подвергает резкой критике нравы знати феодально-абсолютистской монархии (хотя, как идеолог политического компромисса буржуазии и дворянства, М. в области практической политики был сторонником умеренно-конституционной монархии).

К деспотизму, т. е. не ограниченному законами правлению одного лица, М. относился резко отрицательно, поскольку господствующим принципом там является страх. Скептически равнодушный в вопросах религии, М. резко критиковал религиозную догматику и этику. Однако, в отличие от материалистов, он признавал нравственное значение религии в об-ве: с его т. зр., религия нужна для социального порядка, она смягчает деспотизм, улучшает нравы подданных и их правителей. Осн. соч., в к-рых раскрываются этические взгляды М.: «Персидские письма» (1721), «О причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Монтескье


 

2010. Словарь по этике.