Последний обусловливает гармоничный, справедливый порядок во вселенной, в к-рый и должен включиться человек, следующий своему разумному «руководящему началу». Хотя все люди, независимо от национальной и классовой принадлежности, являются членами некоего вселенского «вышнего града», каждый из них по-своему распоряжается разумом, По мнению М. А., ничто из того, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают на долю как достойных, так и недостойных. Истинно разумно и, следовательно, нравственно поступает, с его т. зр., лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Всякая попытка изменить ч.-л. в мире, нарушить «план целого» подлежит осуждению, ибо направлена на совершение несправедливости по отношению к природе и об-ву. Хотя М. А. мн. говорит о социальных обязанностях человека, о необходимости быть преданным общему благу («не приносящее пользы улью не принесет ее и пчеле»), его этика глубоко индивидуалистична: счастье и несчастье человека не зависят от др. Достигнуть нравственного совершенства помогают только углубление в самого себя, постижение природы целого и осознание быстротечности человеческой жизни, постоянные мысли о неотвратимости смерти. Проникнутое пессимистическими мотивами, призывающее к покорности и терпению, этическое учение М. А. оказало влияние на формирование этики христианства. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |