Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Макиавелли (Machiavelli), Никколо (1469—1527) — итал. мыслитель, государственный деятель, историк, поэт. М. одним из первых среди буржуазных мыслителей подошел к занимавшим его социальным проблемам, опираясь, по словам К. Маркса, на разум и опыт, а не на теологию. Он считал, что в истории действуют закопополагающие силы (судьба, фортуна), но в то же время она — арена деяний человека, его разума и свободной воли. Залог успеха — согласие образа действий людей и судьбы, к-рую (чтобы подчинить себе) надо «бить и толкать».

М. связывает деятельность индивида с столкновением общественных группировок, говорит даже о борьбе имущих и неимущих классов, объясняя ею конкретное социально-экономическое состояние различных слоев населения, происхождение мн. политических установлений. В этом смысле он отделяет теоретический анализ политики от морали. М. знал лишь санкционированную религией теологическую этику и мораль. Он видел, что последняя бессодержательна и почти нигде не соблюдается, что высшие слои об-ва, особенно духовенство, папский двор, погрязли в пороках. К тому же она парализует волю, культивирует страдания, игнорирует реальные (гл. обр. имущественные) интересы, т. е, основу жизни народов.

Мораль, разрывающая действительное и должное, обычно приводит, по мнению М., человека к неудаче: «Тот, кто хотел бы исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра». Люди склонны ко злу, и только необходимость приводит их к добру. Эта необходимость раскрывает себя как основанная на силе власть. В сложившихся условиях, считает М., для решения национальной задачи — создания на месте раздробленной Италии свободного, могучего и независимого государства (а это было его заветной целью) — возможны любые средства.

Добродетелен человек, для к-рого нет ничего выше блага родины, ради нее дозволено решительно все. «Родину надо защищать средствами славными или позорными, — писал М., выражая т. зр. стремившейся к национальному объединению итал. буржуазии,— лишь бы защищать ее хорошо». Он, по словам Г. Гегеля, «руководясь высоким сознанием необходимости формирования государства, формулировал те правила, соответственно которым должны были образоваться государства при обстоятельствах того времени».

Подобная постановка вопроса вела к противопоставлению морали и политики (что с необходимостью порождается условиями классового, особенно буржуазного, об-ва), а в дальнейшем к обоснованию таких принципов в политике, к-рые получили название макиавеллизма. Одновременно М. полагал, что в идеале наступает соответствие целей и средств, видел свой долг в том, чтобы учить молодежь добру, призывал ее избегать пороков, звал к труду, именуя дворян бездельниками.

Хотя М. и считал, что добрые порядки (имея в виду прежде всего буржуазную республику) делают людей счастливыми, в его учении отсутствует мысль о гармонии общего и отдельного интересов, а индивид приносится в жертву государству. Осн. этические идеи М. изложены в соч. «Государь» (1513).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Макиавелли


 

2010. Словарь по этике.