Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Макаренко, Антон Семенович (1888—1939) — советский педагог и писатель, занимавшийся разработкой теории и методов коммунистического воспитания, проблем коммунистической нравственности. Новаторство М. в педагогике состоит прежде всего в плодотворной попытке дать обще-социологическое обоснование процесса воспитания. Это проявилось в его «педагогике параллельного действия». Указывая, что «воспитывает не сам воспитатель, а среда», М. усматривал основу воспитания не просто во взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а в организации коллективной деятельности воспитанников в соответствии с тенденциями развития об-ва.

Смысл социалистической дисциплины М. видел в такой практической организации коллективной жизни, в к-рой, с одной стороны, индивид приобретал бы навыки поведения, соответствующие принципам коммунистической морали, а с др., были бы обеспечены защита интересов личности, условия свободного социального творчества ради достижения общественных целей. Отсюда единые методологические установки М. в педагогике и этике: приобщение индивида к активному участию в общественно-исторической практике как цель воспитания; организация коллектива и коллективной деятельности как гл. средство воспитания; принципиально новое место личности в социалистическом об-ве как предпосылка формирования индивидуальности в процессе усвоения принципов коммунистического мировоззрения и морали.

М. выступал за соединение трудового воспитания с нравственным и политическим, считая, что без этого труд является процессом нейтральным для воспитания, что богатство личности соответствует широте интересов, к-рые организуют ее поведение. Требования нравственности, предъявляемые к человеку, по мнению М., должны опережать реальный уровень его поступков. Этим обеспечивается, по выражению М., «непрерывность» воспитания людей в духе коммунистической нравственности. Проблему свободы и ответственности, воспитания инициативности М. связывал с развитием самоуправления в коллективе.

М. подчеркивал необходимость рассматривать этические категории и проблемы нравственности в тесной связи с конкретными задачами коммунистического воспитания, решением широких социальных проблем. Осн. работы М.: «Книга для родителей» (1937), «Методика организации воспитательного процесса» (1935—36), «Цель воспитания» (1937), «О коммунистической этике» (1939), «Воля, мужество, целеустремленность» (1939).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Макаренко


 

2010. Словарь по этике.