Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Либеральное христианство — широко распространившееся во второй половине XIX в. течение в рамках протестантской теологии (применительно к этике его также называют движением «социального евангелия»). Его представители (в США — У. Раушенбуш, Ш. Мэтьюс, Ф. Пибоди; в Европе — А. Ритчл, Э. Трёльч, А. Харнак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную социальную и моральную программу, к-рая могла бы стать практическим руководством к разрешению «земных» политических и моральных проблем современности («Социальная этика»). По сравнению со мн. др. течениями в христианстве данное направление отличается оптимистическим воззрением на человека и его исторические возможности.

В плане религиозной догматики это нашло свое проявление, напр., в утверждении, что человек способен преодолеть свою «греховность» (Грех) собственными силами, построить лучшее об-во, если он поймет смысл заповедей Христа. Для либеральных теологов характерно стремление максимально приблизить библейские мифологические представления к понятиям светской морали. С их т. зр., служение богу и есть служение об-ву и людям. «Царство божье» толкуется ими как общественный идеал, достижимый для человечества в ходе истории; образ Христа — как образец для подражания, моральный идеал, к-рого люди могут достичь в мирской жизни.

Христианские либералы верили, что моральные принципы Христа можно реализовать в общественной жизни посредством нравственной проповеди, равно обращенной к имущим и неимущим. Они придавали большое значение рационально-логическим доказательствам разумности и целесообразности этих принципов и даже пытались модернизировать христианское вероучение в соответствии с уровнем совр. науки. Попытки христианских либералов приблизить религиозную догматику к мирской морали, совместить ее с верой в социальный и моральный прогресс основаны на распространенных еще в конце XIX — начале XX в. буржуазных иллюзиях относительно неисчерпаемых исторических возможностей капиталистического об-ва.

Наступление общего кризиса капитализма способствовало краху этих иллюзий и подрыву влияния Л. х. Его идеи были подвергнуты резкой критике справа сторонниками неопротестантизма. В настоящее время идеология Л. х. сохраняет еще влияние в некоторых протестантских сектах на Западе (напр., в секте квакеров). Объективная роль этой идеологии двойственна. Под ее знаменем объединяются, с одной стороны, некоторые либерально-демократически настроенные религиозные деятели Запада, выступающие за мир, за равноправие народов. С др. стороны, принципы Л. х., будучи пацифистскими по своему характеру, нередко используются против идеи революционного преобразования капиталистического об-ва.

Лингвистический анализ — см. Неопозитивизм.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Либеральное христианство


 

2010. Словарь по этике.