Сотворив мир, бог допустил наряду с добром существование зла как неизбежного спутника добра. Л. подразделяет зло на метафизическое, порождаемое ограниченностью и конечностью вещей, тесно связанное с ним зло физическое — бедствия и страдания разумных существ, и зло нравственное, возникающее в результате человеческого греха. Т. обр., хотя сотворенный мир является «лучшим из возможных миров», он все же оказывается далеким от совершенства. Отсюда возникает необходимость «оправдания бога» — творца несовершенного мира. Для этого Л. прибегает к теодицее — учению, ставящему своей задачей снять с бога ответственность за существование зла. Оно изложено в одном из гл. трудов Л., «Теодицея» (1710), и объективно служило оправданием несправедливых социальных порядков, бедствий и бесправия трудящихся масс в антагонистическом об-ве. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |