Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Кропоткин, Петр Алексеевич (1842—1921) — рус. революционный деятель, теоретик анархизма, сторонник философии позитивизма. Был арестован за связь с народниками (1874), бежал из заключения и поселился за границей, Взгляды К, характеризуются механистическим и метафизическим пониманием общественных явлений, вульгарно-натуралистическим их истолкованием. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма».

Отрицая божественное толкование категорий нравственности, К. трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы. «Наше нравственное чувство — природная способность, совершенно так же, как чувство осязания или обоняния». Дочеловеческое происхождение нравственных чувств (справедливости, альтруизма и др.), выступающих как инстинкты самосохранения, доказывается, по К., фактом взаимной помощи в природе.

В об-ве понятия нравственности развиваются в том же направлении, в каком они были заимствованы из природы. Нравственно то, что полезно для сохранения рода, безнравственно то, что вредно для него. Нравственный прогресс в человеческом об-ве есть результат естественного развития. К. стремился разработать принципы общечеловеческой нравственности, к-рые лежали бы в основе любой классовой морали. Такая нравственность, с т. зр. К., призвана не сковывать самодеятельность личности, не делать из человека «идейного автомата», а способствовать развитию личной творческой силы и почина.

Достигается это, по К., путем синтеза двух стремлений индивида: подчинить др. людей своим личным целям и объединиться с др. людьми (чувство общечеловеческой солидарности, взаимной зависимости), К мечтал об об-ве, в к-ром свобода личности не связана никакими рамками государственности. Не владея научным пониманием взаимоотношения об-ва и личности при коммунизме, К. считал, что анархизм и коммунизм не противоречат, а дополняют друг друга. Нравственное начало анархизма К. усматривал в принципе равенства (каждый должен обращаться с др. так же, как он желает, чтобы обращались с ним) и активности (избытке жизненности).

Этот «избыток сил, любви, разума и энергии» К. призывал отдавать на счастье др. людей, в этом он видел высшее личное счастье. Осн. этические соч.: «Этика» (т. 1, 1922), «Нравственные начала анархизма» (1904, рус. перевод 1907), «Анархия, ее философия и идеал» (1896, рус. перевод 1900), «Взаимная помощь как фактор эволюции» (рус. перевод 1907).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Кропоткин


 

2010. Словарь по этике.