Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Конт (Comte), Огюст (1798—1857) — фр. философ, основатель позитивизма. Этические взгляды К, органически связаны с его социологией. В соответствии с тремя ступенями развития науки — «теологической», «метафизической» и «позитивной» — К. различает три одноименные ступени социального развития. Обнаруживаемая в истории об-ва закономерность делает возможным, с т. зр. К., превращение политики в «положительную» науку, свободную от революционно-критического духа.

В законах этики, по К., отражаются постоянные условия солидарной жизни человеческого рода. Основание морали — не польза, предполагающая длительную общественную связь, а социальный инстинкт, или влечение к общественной жизни, к-рое основывается на чувстве и не зависит от личного интереса. Взгляд этот, согласно собственному признанию К., восходит к моралистам шотландской школы — Юму и Адаму Смиту. Из учения позитивной философии К. следует понятие долга и взгляд на отдельного индивида как на члена рода, правила поведения к-рого определяются не личными интересами, а общим порядком вещей.

Изолированный индивид есть лишь абстракция; реальная жизнь начинается в семье, к-рая представляет первый социальный организм. В индивидуальной жизни преобладают личные инстинкты, в семейной — симпатия, к-рая освобождает разум от эгоистических склонностей и научает индивида жить для др., в общественной — интеллектуальные способности. Только социальным инстинктам доступно свободное развитие и — как его результат — внутреннее удовлетворение, не зависящее ни от поощрений, ни от наград.

На основе чувства принадлежности к социальному организму у человека возникает понимание роли личного деяния для об-ва в целом. В результате в человеке развиваются самые благородные черты и природные склонности, а дурные инстинкты или отмирают, или начинают служить общественному благу. Наивысшая моральная идея — идея человечества, развитие к-рого обусловлено соединенным действием индивидуальных и социальных сил. В созданной К. «религии человечества» в качестве принципа социального общежития выдвигается «любовь», в качестве основания — «порядок» и в качестве цели — «прогресс».

Несмотря на отдельные глубокие положения, этика К. — идеалистическая в своей основе. Она теснейшим образом связана с идеей эволюционизма. Непонимание роли классовой борьбы и революций в истории об-ва привели К. к антинаучному выводу, что гл. трудности на пути общественного развития не политические, а моральные. Устранить их может только прогресс идей и улучшение нравов (Морализирование). Этическое учение изложено гл. обр. в осн. соч, К. — «Курсе позитивной философии» (1830—42).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Конт


 

2010. Словарь по этике.