Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Конфликт моральный (лат. conflictus) — специфически нравственная форма проявления общественно-исторических противоречий; ситуация, возникающая при совершении выбора и принятии решения к действию, в к-рой сталкиваются противоположные позиции, убеждения и мотивы и возможны различные поступки, взаимно исключающие друг друга. Такая ситуация возникает либо в ходе борьбы между различными социальными субъектами (классами, сословиями, группами, индивидами), либо в процессе жизнедеятельности одного лица, в сознании к-рого борются противоположные побуждения («конфликт с собой»).

В обоих случаях коллизия происходит в плане соотношения нравственных ценностей и социальной действительности, препятствующей полному и безусловному осуществлению этих ценностей. В основе К. м, в конечном счете лежит столкновение частных интересов (в т. ч, классово-сословных), привходящих обстоятельств, наличных условий, группового мнения и принуждения, потребностей существующей социальной системы (особенно антагонистической) с общечеловеческими интересами, общеисторическими закономерностями и прогрессивными тенденциями развития об-ва в целом.

Поскольку моральные требования всегда имеют всеобщий характер (Общечеловеческое и классовое в нравственности), постольку и правильное разрешение К. м. должно состоять в подчинении частного общему. Однако это всеобщее никогда не дано людям в качестве чего-то безусловного и заранее известного; сами нравственные требования формируются исторически, через социальные противоречия и преобразования. Отсюда и сложность К. м. Обстоятельства, в к-рых человек достоверно знает, как должно поступить, но не может без усилия преодолеть свои привычки, частные интересы и приверженности, пойти против воли окружающих и т. п., в чистом виде бывают редки.

Поэтому представление о том, что разрешение конфликта связано лишь с самопринуждением, отражает только одну сторону проблемы, упрощая ее, (В этом плане характерны изречения Овидия «Знаю лучшее, но следую худшему» и апостола Павла «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».) Часто разрешение К. м, связано с трудностями понимания обстановки и смысла подлинно нравственного требования. Одна из особенностей К. м. состоит в том, что ответственность и тяжесть решения падают на личность. Это дало повод экзистенциалистам говорить об «обреченности» человека.

Однако личное решение не совершается в некой социальном и духовном вакууме, а обусловлено прежде всего общественной приверженностью человека, его участием в коллективно-общественной деятельности, историческими условиями. С развитием социалистического об-ва постепенно исчезают те формы К. м., к-рые связаны с антагонистическими противоречиями и порождают ситуации безысходности. Однако К. м. не исчезают вообще, поскольку они связаны и с прогрессивным преобразованием об-ва, и с историческим развитием человека как личности.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Конфликт моральный


 

2010. Словарь по этике.