Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Коммунистическое воспитание — многосторонний процесс общественного воспитания, осуществляемый в ходе строительства коммунистического об-ва. Цель его — формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, производственные, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство (Всестороннее, целостное развитие личности).

Идейная основа К. в. — теория марксизма-ленинизма, в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В, И. Ленина сформулированы цели, принципы, осн, содержание и пути формирования человека будущего, Эти указания получила дальнейшее развитие и конкретизацию в коллективной мысли Коммунистической партии и практических мерах Советского правительства. В Программе КПСС задача воспитания нового человека выдвинута в качестве одной из важнейших сторон процесса построения коммунистического об-ва, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма и формированием коммунистических общественных отношений.

К. в. включает: формирование у всех членов об-ва научного мировоззрения, развитие коммунистической сознательности; трудовое воспитание, развитие коммунистического отношения к труду, к общественному производству, превращение общественно полезного труда в жизненную потребность каждого человека; повышение духовной культуры всего народа до уровня высших достижений общечеловеческой культуры, теоретической мысли, техники, литературы и искусства и развитие на этой основе общественной активности, самодеятельности и творчества народных масс, чтобы в процессе своей жизнедеятельности они не только осваивали культурные ценности, но и сами выступали в роли теоретиков, рационализаторов производства, созидателей художественно-эстетических образцов; утверждение подлинно гуманных отношений между людьми в соответствии с принципами коммунистической нравственности; физическое воспитание, преследующее цель формирования здорового и физически совершенного человека.

Одной из важнейших сторон К. в. является воспитание нравственное, обладающее принципиальными отличиями по сравнению с моральным воспитанием в эксплуататорском об-ве. Задачи нравственного воспитания решаются Коммунистической партией в процессе практического руководства деятельностью народных масс. Этот процесс включает ряд общесоциальных по своему характеру проблем, разрешение к-рых является объективной предпосылкой успешности воспитания личности.

Это выбор методов руководства (в частности, определение соотношения между убеждением и принуждением), осуществление принципов социалистического и партийного демократизма, развитие критики и самокритики как одного из осн. способов волеизъявления народных и партийных масс, подбор руководящих кадров, к-рые должны пользоваться моральным авторитетом у народа, действенный контроль за исполнением принятых решений как одно из средств укрепления доверия масс к своему авангарду, внедрение в повседневную жизнь социалистического об-ва передовых образцов, воспитание на живых примерах, распространение всякого прогрессивного почина и поощрение инициативы, развитие социалистического соревнования в его многообразных формах, создание атмосферы нетерпимости вокруг нарушений принципов коммунистической нравственности и т. д.

К. в. предполагает в качестве одного из непременных условий повседневную заботу партии и государства о жизненных нуждах народа. С этими практическими проблемами коммунистического строительства тесно связано и идейное воздействие на сознание народных масс (пропаганда и агитация). Процесс К. в, осуществляется в постоянной борьбе нового со старым, в преодолении трудностей и недостатков в жизни социалистического об-ва, пережитков прошлого в сознании людей. Его содержание отражено в принципах коммунистической нравственности.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Коммунистическое воспитание


 

2010. Словарь по этике.