По словам К., этика марксизма — это прямое продолжение дарвинизма! Дарвин дал объяснение происхождению нравственности, а Маркс — объяснение нравственного идеала, В основе морали, по К., лежат социальные инстинкты человека; самоотверженность, храбрость, верность общему делу, дисциплина, правдивость по отношению к об-ву, честолюбие, к-рые имеют такую же силу, что и животные инстинкты самосохранения и размножения. Специфически человеческое в морали К. видит лишь в нравственных нормах, сложившихся только с возникновением об-ва и подверженных постоянным изменениям. Направляя свои выводы против «категорического императива» Канта, по сути дела, К. приходит к тому же вневременному, абстрактному категорическому императиву, только объясненному биологически. Выступления К, против этического социализма сыграли некоторую положительную роль, показав несостоятельность попыток соединения научного социализма с философией Канта. Но позитивная трактовка К, этических проблем, сводившая моменты абсолютного в морали к биологическому, а собственно общественное и историческое — к релятивному, извращала марксистское этическое учение. Позиция К. — это отказ от классовой характеристики морали: пролетарская и буржуазная мораль отличаются якобы лишь степенью интенсивности социальных инстинктов; у господствующих классов в период упадка социальные инстинкты слабеют, а у эксплуатируемых, наоборот, развиваются, К. приходит к выводу, что социализм возникает из социальных инстинктов, отрицая тем самым его научно-исторический характер. Осн. этические соч.: «Этика и материалистическое понимание истории» (рус. перевод 1922), «Происхождение морали» (рус. перевод 1906). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |