Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Категории этики (греч. kategoria — категория) — осн. понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. К. э. объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание К. э., их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности.

В истории этики осн. категориями обычно считались понятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести и некоторые др. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий, в к-рой каждая К. э. определялась бы через др., более общие. При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (Платон) и выводил из него все остальные, др.
— понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встречались большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между К. э. не существует единства.

Сторонники деонтологического интуитивизма, напр., утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи (Деонтология). Марксистская этика строит свою систему категорий в соответствии с историко-материалистическим пониманием морали как способа регулирования поведения людей, механизм к-рого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. При этом система категорий отражает структуру самой морали. Осн. стороны нравственности выражаются в категориях моральной деятельности, моральных отношений и морального сознания, каждая из к-рых в свою очередь охватывает множество др. понятий.

Причем, поскольку эти три стороны морали находятся между собой в тесном единстве, некоторые этические понятия относятся одновременно ко всем этим категориям, т. е. отражают все стороны морали. К примеру, понятие моральной нормы отображает одновременно один из видов моральных представлений об-ва, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих осн. понятиях отражает некоторые узловые элементы моральной деятельности и отношений.

Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди К. э. (напр., понятия добра, долга, совести, достоинства, чести и др.). Это не значит, однако, что в данные понятия этическая теория и обыденное моральное сознание вкладывают одинаковое содержание. Напр., понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определенный вид отношения человека к об-ву, а во втором — представлением о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали.

Всякое моральное представление (понятие) нормативно, оно всегда ч.-л. предписывает и оценивает. В этике же это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (Нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в к-ром выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено.

В марксистской этике впервые проводится научное разграничение между К. э. как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании об-ва. Система категорий марксистской этики постоянно развивается и обогащается новыми понятиями, соответственно теоретическому развитию самой этической науки.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Категории этики


 

2010. Словарь по этике.