Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Камю, Альбер (1913—60) — фр. писатель и мыслитель, представитель экзистенциализма. Философско-этические взгляды К. изложены в его пьесах, повестях и эссе, гл. тема к-рых — положение человека в совр. капиталистическом об-ве. К. разделяет экзистенциалистский принцип подхода к проблемам человека, рассматривая последнего с т. зр. существования его в конкретных ситуациях. Исходным для философии морали К. является понятие абсурда: человек инстинктивно привязан к жизни и стремится к ней, однако он существует в мире, к-рый ему чужд, иррационален и абсурден. Бессмысленно поэтому и само существование человека.

В понятии «абсурд», впервые сформулированном К., получили своеобразное выражение не только действительность буржуазного об-ва, но и одна из характерных черт совр. буржуазного сознания, извращенно отражающего конфликтные ситуации и противоречия этого об-ва и его неспособность справиться с ними. Эти пессимистические мотивы философии и этики К., навеянные в период гитлеровской оккупации Франции, воплощены в образе Сизифа, обреченного на вечные муки.

Чтобы уйти от пессимизма, К. пытается обосновать «бунт» против «мирового абсурда», найти в этом основу человеческой «экзистенции» (подлинного существования) и морали. Однако бунтарство К. ограничено областью духа и морального мышления и является сугубо индивидуальным. К. не увидел социальных сил, могущих восстать против «абсурда» и отчуждения. Путь к преодолению отчуждения, по К., — в достижении счастья, к-рое заключается в «идентификации» человека с самим собой, в его соответствии собственной сущности.

Отсюда протест К. против всего чужеродного, что навязывается человеку извне, что отчуждает человека «от него самого»: против буржуазного государства и его институтов, против формализма морали буржуазного об-ва и официальной религии. Но протест этот, осуществляемый на основе идеалистического мировоззрения, непоследователен. «Внешний» бунт и активная борьба несовместимы, по К., с истинной человеческой «экзистенцией». Это, по существу, проповедь непротивления злу: человек не искореняет зло, применив, если нужно, насилие, а «врачует» его.

Высшую форму счастья К. видит в солидарности и любви всех людей друг к другу. Такой подход к проблеме человека не выходит за рамки абстрактного гуманизма. «Бунтарские», а в сущности примиренческие идеи К., оставаясь в русле буржуазного мировоззрения, по существу, враждебны подлинно революционной гуманистической морали. Осн. произв., в к-рых отражена философия морали К.: «Миф о Сизифе» (1941), «Посторонний» (1942), «Чума» (1947), «Взбунтовавшийся человек» (1951), «Письма к немецкому другу» (1943—44), «Недоразумение» (1944), «Падение» (1956).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Камю


 

2010. Словарь по этике.