Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Кальвин (Calvin), Жан (1509—64) — основатель кальвинизма, одного из трех (наряду с лютеранством и англиканством) гл. направлений в протестантизме. Учение К., изложенное в соч, «Наставление в христианской вере», исходит из представления об абсолютном предопределении. Одним людям уготовано богом спасение и райское блаженство, др. — вечное мучение в аду. Человек бессилен ч.-л. изменить ни с помощью веры, ни с помощью «добрых дел», он может лишь судить о своей грядущей участи по тому, как складывается его земная жизнь.

Успехи сопутствуют «избранникам» божьим, а житейские неудачи дают возможность полагать, что человек предопределен к божьему осуждению. Ф. Энгельс отмечал, что учение К. является «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил» (т. 22, с. 308).

Будучи буржуазной формой христианства, это учение выражало интересы буржуазии периода первоначального накопления, что нашло отражение в проповеди «мирского аскетизма»: отказ от «мирских» удовольствий, бережливость, трудовое и религиозное усердие и благочестие. В Женеве, ставшей в XVI в. центром кальвинизма, «мирской аскетизм» получил воплощение в установлении строгого режима для жителей города: были запрещены всякие увеселения, в т. ч. театр. Даже улыбка на лице верующих объявлялась грехом.

Личная жизнь людей подвергалась тщательной регламентации. Пресекалось всякое проявление свободомыслия. В совр. условиях кальвинизм выступает в разных формах: реформатства, пресвитерианства, конгрегационализма. Однако во всех этих течениях сохраняет центральное положение учение К. о предопределении.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Кальвин


 

2010. Словарь по этике.