Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Качества моральные — понятие нравственного сознания, с помощью к-рого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной т. зр, наиболее типичные черты поведения людей. К. м. (напр., великодушие, правдивость, вероломство, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т. д.) характеризуют как поступки, независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера.

Напр., понятие «честность» может употребляться применительно к действиям, независимо от того, кем они совершаются (честный поступок), а может обозначать нравственную черту человека или группы людей, к-рые всегда поступают честно. К. м. разделяют на положительные и отрицательные (к-рые иногда именуют добродетелями и пороками). Понятие К. м. является более общим и сложным по сравнению с моральной нормой.

В нем не содержится конкретного указания на то, какие действия человек должен, какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны его поведения, Такое, напр., качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно моральное требование, выраженное с помощью этого понятия («Люди должны быть требовательными к себе и др.»), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность.

В понятии К. м. наряду с предписанием обязательно содержится также оценочная сторона: выражение определенного (положительного или отрицательного) отношения к нему. Поэтому определение качества поступка (или человека) является критерием для его моральной оценки (напр., «Данный поступок есть зло потому, что он является предательством»). Впервые понятие К. м, было выделено специально в древнегреч, этике (понятие добродетелей у Аристотеля), причем упор здесь делается на качества личности. Такое понимание К, м, сохраняется и в этике средневековья.

Буржуазные просветители и особенно социалисты-утописты усматривали в К. м. уже не столько свойства характера, сколько способы поведения, характерные для того или иного об-ва. Исходя из того, что человек есть продукт обстоятельств, они считали, что добродетели и пороки обусловлены характером об-ва, а не самого человека; чтобы сделать нравственным человека, надо изменить об-во. Марксистско-ленинская этика доказала односторонность обоих этих пониманий К. м., установив диалектическое соотношение между социальными условиями и характером людей.

В процессе революционной практики, указывает К. Маркс, человек одновременно преобразует об-во и самого себя. Коммунистическая партия делает из этого практический вывод: в процессе борьбы за коммунизм сочетаются и одновременно решаются две стороны одной и той же задачи — построение нового об-ва и воспитание нового человека.

Поэтому процесс коммунистического воспитания предполагает не просто воспитание в людях путем пропаганды и убеждения требуемых К. м. и одновременно создание для них соответствующих материальных условий, но также мобилизацию и организацию самих народных масс на решение стоящих перед ними практических задач коммунистического строительства (Воспитание нравственное, Самодеятельность и творчество в морали).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Качества моральные


 

2010. Словарь по этике.