Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Интуитивизм (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — направление в этике, сторонники к-рого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные» истины. Этический И. есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе (Догматизм). Элементы И. содержались уже в некоторых этических теориях античности (Сократ, Платон).

В XVII—XVIII вв. существовала школа кембриджских неоплатоников (Прайс, Р. Кадуорт, С. Кларк), считавших, что понятия добра и долга — простые идеи, не поддающиеся определению и обоснованию. В XIX в. идеи И. развивал в Англии Г. Сиджуик. В совр. буржуазной этике широко известно интуитивистское течение, основанное в начале XX в. Дж. Муром, распространенное в Англии, США и др. странах. Считая, что этика должна изучать не поведение людей, а моральные понятия, Мур и его последователи тем самым проложили путь формализму в этике.

Мур критикует сторонников утилитаризма, гедонизма, эволюционной этики не за односторонность или упрощенность их определений добра; он вообще отвергает возможность определения добра и его рационального анализа. Т. обр., интуитивистская концепция Мура приводит к отрицанию научного анализа нравственности, противопоставляет мораль и науку. В совр. И. различают два направления. В аксиологическом (Аксиология) — Дж. Мур, Г. Рэшдэлл, Дж. Леард, О. Джонсон, Б. Блэншард — из добра выводятся все остальные моральные понятия, в т. ч. и долг (долг состоит в том, чтобы совершать добро).

В деонтологическом (Деонтология) направлении — Г. Причард, Д. Росс, Э, Кэрритт, Ч, Брод — долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Т. обр., нравственность здесь толкуется формалистически: долг следует выполнять ради самого долга. Согласно деонтологическому И., нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны.

Росс, напр., считает, что таких «самоочевидных» обязанностей всего семь: не совершай зла, делай добро, распределяй добро и зло соответственно достоинству людей (требование справедливости), говори правду и выполняй обещания (обязанность верности), благодари за оказанные услуги, возмещай причиненный тобой ущерб, самосовершенствуйся. Уже сам подбор этих обязанностей (то, что здесь исключены обязанности человека перед об-вом и представлены только обязанности перед отдельными людьми), не говоря уже о конкретном понимании изложенных требований, свидетельствует о буржуазном толковании нравственности.

Социальный смысл совр. И, состоит в том, что нравственным представлениям, санкционированным господствующим классом капиталистического об-ва, придается неоспоримое («самоочевидное») значение; по отношению к ним не допускаются сомнение и критика, основанные на свидетельстве фактов и логике, тем более научная критика. Такова апологетическая роль И, по отношению к буржуазной идеологии. Особенно реакционный смысл имеет деонтологическое учение, вменяющее людям слепое, бессознательное выполнение долга. Это крайняя форма догматизгции буржуазной морали.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Интуитивизм


 

2010. Словарь по этике.