Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Интереса теория — направление в совр. буржуазной этике и аксиологии, сторонники к-рого моральную ценность явлений действительности, в т. ч. добро и зло, рассматривают как результат направленного на данный объект интереса, И. т. — разновидность современного натурализма в этике. По своему содержанию она во мн. сходна с учением прагматизма. Возникла в 20-х гг. XX в. и продолжает существовать до сих пор, хотя и не имеет уже столь широкого влияния. Гл. ее представителями являются: в США Р. Перри, Д. Паркер; в Англии — Ф. Теннант.

Сторонники этого направления определяют значимость для человека того или иного предмета или явления (его ценность), исходя не из той роли, к-рую он выполняет в об-ве, а из субъективного отношения к нему человека, из проявляемого к нему интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически — как желание, расположение, склонность, любовь, симпатия (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые человеком по отношению к тому или иному объекту.

При этом, в сущности, игнорируется социальная обусловленность интересов людей способом их жизнедеятельности, объективными законами "бытия и развития об-ва. Буржуазный характер теории интереса особенно наглядно проявляется в том, что ее сторонники понимают нравственность как средство взаимного согласования и примирения частных интересов. Отсюда и специфически буржуазное истолкование морального долга: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество частных интересов.

Нравственность тем самым низводится до уровня политики оппортунизма и компромисса, а проблемы борьбы на преодоление противоречий между личными и общественными интересами, за удовлетворение коренных общих интересов человечества подменяются удовлетворением интересов частных предпринимателей, взаимным соглашением конкурентов.

Марксистская этика, признавая связь морали с интересами людей, вместе с тем не просто выводит нравственность из любых интересов, а обосновывает (или подвергает критике) эти интересы как подлинно человеческие (или аморальные, эгоистические, обращающиеся против человека), исходя при этом из анализа исторических законов развития человечества в целом. Подлинно человеческими потребностями, имеющими нравственное оправдание, являются интересы трудящихся в противовес интересам эксплуататоров.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Интереса теория


 

2010. Словарь по этике.