Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Иезуитизм (иезуитство) — антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, иерархической организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации.

Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса (лат. Jesus) и исторически связан с церковно-политической организацией иезуитов, основанной при папском престоле в XVI в. и построенной по иерархическому принципу. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти (вплоть до мирового господства) лично папы и католической церкви в целом.

Тайный и явный контроль за поступками и помыслами не только «братьев» по ордену, но возможно большего числа людей в различных, в т. ч. и некатолических, странах, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов о широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни иерархов. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благодаря более чем сомнительной политической морали иезуитов.

Эта мораль предписывала любой безнравственный поступок (оправдывая его «благой целью»), включая политические интриги и убийства, клятвопреступление и двусмысленные толкования слов, при условии, что все это совершается «ради вящей славы господней», т. е. способствует упрочению католицизма.

«Цель оправдывает средства» — этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом И. (церковного и светского) и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области партийной (фашизм) и государственной политики (прошлые монархическо-бюрократические и совр. буржуазные тоталитарные государства).

Т. обр., для морали И. в целом характерны едва скрытая ложь и т. наз. «законничество», служащие оправданию беззаконных по своему существу действий, полное подчинение содержания нравственных принципов произвольно и казуистически истолкованным юридическим и моральным нормам, лицемерная апелляция к отдаленным «высоким целям» ради оправдания непосредственных низменных действий.

В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть прокламируемых «благих Целей», поскольку объективные результаты человеческой деятельности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу аморальные) Цели, поскольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри принявшей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Иезуитизм


 

2010. Словарь по этике.