Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Герцен, Александр Иванович (1812—70) — рус. мыслитель-материалист и утопический социалист. За революционные взгляды дважды был сослан (1835—40, 1841—42). С 1847 — в эмиграции. Создал Вольную рус. типографию в Лондоне (1853); издавал журнал «Колокол» (1857—67). Уже в 30-е гг. Г. стремится к разрешению вопросов о месте человека в мировом универсуме, о взаимоотношении героя-подвижника (Подвижничество) и «толпы», о значении личной инициативы и смысле самопожертвования, о соотношении воли и судьбы.

Восприняв идею Сен-Симона о «реабилитации плоти», Г., будучи социалистом, пытается понять любовь как прообраз отношений будущего человеческого братства. В 40-е гг., перейдя на позиции атеизма, Г. дает революционно-материалистическую интерпретацию идеям антропологизма. Смысл человеческой жизни усматривается им не только в любви (как это было у Фейербаха), а в социальной, гражданской деятельности, в приобщении к «всеобщим интересам гражданственности, искусства, науки».

Предпосылкой истинно человеческой деятельности Г. считает овладение передовой социальной и философской теорией. Пытаясь рационально определить основания нравственной жизни, Г. вместе с тем выступает против крайностей рационализма, гегельянского «формализма», призывая «раскрыть свою душу всему человеческому, страдать и наслаждаться страданиями наслаждениями современности, работать столько же для рода, сколько для себя».

С т. зр. совпадения нравственного, прекрасного и гуманного Г. подвергает критике как пережитки средневековой морали, так и бездушие буржуазного об-ва, сделавшего своим богом собственность, «то приводит к «расчеловечиванию» человека. Буржуазный мир представляется Г. лишенным нравственности, «общественной религии». Духовная драма Г., порожденная эпохой революции 1848 г., сопровождалась настроениями пессимизма и скептицизма, усилением критики аморализма совр. ему об-ва.

Вместе с тем у Г. произошел некоторый сдвиг к индивидуализму и волюнтаризму, к преувеличению роли личного самосовершенствования. 50—60-е гг. — время преодоления этих настроений, попыток заново решить центральную, с т. зр. Г., проблему нравственности — взаимоотношения личности и об-ва, к-рую, как он считает, социальная жизнь и общественная наука еще не решили.

«...Понять всю святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество — самая трудная социальная задача». Осмысляя эту проблему, Г, полемизирует с идеологией мещанства. Нивелировка личности в буржуазном об-ве истолковывается им как признак его загнивания. «В мещанине личность прячется или не выступает, потому что не она главное: главное — товар, дело, вещь, главное — собственность». Г. настаивает на ответственности личности за происходящие события: «Отдавая обстоятельствам то, что им принадлежит, мы не покроем, однако, ими людей, — люди тоже факты и пусть несут ответственность за свои дела».

Вместе с тем Г. критикует проповедь абсолютной свободы человеческих страстей. Он выступает против привнесения в социалистические учения элементов из буржуазных теорий: резко критикует черты авторитаризма в учении Бабефа, идею всеобщей регламентации у Кабе, порядки фурьеристского фаланстера (Фурье), антигуманизм теорий Прудона и т. п. Согласно Г., будущее об-во воплотит подлинную гармонию личного и общественного, разума и страсти, науки и красоты.

Особое место в творческих исканиях Г. занимала разработка основ революционной этики, принципов морали революционера, определяющих взаимоотношения с руководимыми им массами и идейными противниками. Этические взгляды отражены гл. обр. в работах: «Капризы и раздумья» (1847), «Несколько замечаний об историческом развитии чести» (1846), «С того берега» (1850) и вошедших в «Былое и думы» (1852—68) статьях «Западные арабески», «Раздумье по поводу затронутых вопросов», «Джон Стюарт Милль и его книга «On Liberty»».

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Герцен


 

2010. Словарь по этике.