Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Гартман (Hartmann), Николай (1882—1950) — нем. философ, объективный идеалист, взгляды к-рого развивались под влиянием марбургской школы неокантианства, а затем Э. Гуссерля и М. Шелера; представитель совр. буржуазной аксиологии и один из создателей феноменологической этики; проф. Марбургского, Берлинского и др. ун-тов. Осн. содержание этической аксиологии Г. изложено в работе «Этика» (1925). Ценности, с. т. зр. Г., не зависят ни от оцениваемых предметов, ни от самого акта оценки, они объективны, хотя и не являются реальными свойствами предметов.

Ценности находятся по ту сторону и субъективного, сознания человека, и материальной действительности. Они принадлежат к особой сфере бытия — царству «идеальных сущностей», находящемуся вне пространства и времени, а потому абсолютны, извечны и неизменны. Г. следует здесь традиции платоновского идеализма (Платон). Ценности характеризуются им как «творящие принципы реальности». Моральные ценности, напр., имеют, с его т. зр., тот смысл, что требуют согласования действительности с должным и утверждения и сохранения того, что является ценным.

Но сами по себе ценности не обладают способностью осуществляться в действительности и изменять мир сущего, т. к. в нем все происходит по законам причин и следствий, а не по логике долженствования. Осуществить требование ценности может только человек, к-рый живет в мире сущего и поэтому обладает реальной деятельной силой. Одновременно он причастен к миру ценности и долженствования, поэтому обладает свободой воли.

В отличие от всех др. природных существ, человек имеет «судьбу», «предназначение» исполнять ценное и должное, преодолевая сопротивление внешней необходимости. Познает же человек ценности посредством интеллектуального, но имеющего эмоциональную окраску созерцания, интуиции, т. к. природа ценностей «отмечена печатью иррациональности». Объективно-идеалистическая концепция Г. с присущими ей элементами иррационализма отражает определенные стороны духовной жизни совр. буржуазного индивида, в особенности интеллигента.

Последний постоянно попадает в противоречивое положение, с одной стороны требующее от него действий, отвечающих внешней социальной необходимости, практическому расчету, политической конъюнктуре и частному интересу, а с др. — повелевающее ему исполнить свой нравственный долг, к-рый зачастую противоречит логике социальных отношений буржуазного об-ва.

Обостренное переживание этого противоречия и нашло выражение в представлении Г. о двух мирах (ценности и сущего) и о раздвоенности человеческого бытия на сферы реальной действительности и идеального долженствования. Идеи Г. иногда выступают как философская платформа совр. буржуазного либерализма.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Гартман, Николай


 

2010. Словарь по этике.