Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Фурье (Fourier), Шарль (1772—1837) — фр. социалист-утопист, к-рый, как отметил Ф. Энгельс, в своих трудах «беспощадно вскрывает все материальное и моральное убожество буржуазного мира» (т. 19, с. 196) и рисует картину справедливого об-ва гармонии и счастья. Отправляясь во мн. от учения фр. материалистов XVIII в. (хотя его рассуждения и облечены в религиозно-мистичен: скую оболочку), Ф. в своих философских и этических построениях придавал особое значение якобы присущим человеку от природы естественным «страстям» (стремление к здоровью, любви, соревнованию, творчеству и т. д.; всего 12 «страстей»).

Все эти «страсти», с т. зр. Ф., полезны и необходимы и в благоприятных условиях должны проявить свои положительные качества. В человеке не заложено от природы греховных, преступных или вредных желаний и наклонностей. Однако в условиях упадка цивилизации, под к-рым Ф. имеет в виду буржуазное об-во, — все человеческие отношения чудовищно извращены: несмотря на то что в человеке, заложены альтруизм, стремление трудиться и помогать друг другу, в об-ве господствуют паразиты, труд является подневольным, вместо здорового соревнования царит пагубная конкуренция, существует антагонизм между интересами отдельной личности и об-ва в целом.

В результате «врач желает, чтобы было как можно больше болезней, а прокурор и адвокат — судебных процессов. Архитектор и строитель мечтают о пожарах, которые бы уничтожили четверть города, а стекольщик о граде, который перебил бы все стекла.,. Хлебный спекулянт жаждет неурожая, а виноторговец счастлив, когда град уничтожил урожай виноградников... Таков этот смехотворный строй цивилизации, где каждый индивид находится в состоянии непрерывной войны с коллективом, где счастье одних основано на неудаче и даже гибели других». Ф. критиковал буржуазную семью, где брак превратился в торгашескую сделку, а женщины бесправны, существующую систему воспитания, морально и физически уродующую детей.

Положительный идеал Ф. — новый хозяйственный и социэтарный мир, обеспечивающий солидарность и гармонию всех человеческих интересов. Его ячейка — «фаланга» — производительное и потребительское товарищество свободных тружеников, в к-ром, хотя и сохраняется имущественное неравенство, деятельность людей организована на основе привлекательности труда и соревнования.

Меняя различные виды занятий в соответствии со своими склонностями и способностями, люди, считал Ф., будут трудиться с радостью и энтузиазмом, не зная нездоровой зависти и свободно предаваясь своим «страстям» и склонностям. Именно тогда получит полное развитие высшая (13-я) «страсть» человека, к-рая не могла проявиться в условиях буржуазной цивилизации, — «унитаризм», т. е. стремление ко всеобщему благу, к сочетанию личного благополучия с благополучием всех членов человеческого рода.

Семья в этих условиях, утратив значение хозяйственной ячейки, станет свободным союзом любящих людей, а раскрепощенная женщина займет равное положение с мужчиной. Большое значение Ф, придавал общественному воспитанию детей, соединению воспитания с производительным трудом на благо об-ва.

Несмотря на утопический в часто фантастический характер представлений Ф. о будущем об-ва и путях его достижения, в ни» содержатся «зародыши гениальных идей и гениальные мысли о чертах коммунистического строя, позволившие Ф. Энгельсу с полным основанием отнести Ф. к числу тех мыслителей, «которые.,, принадлежат к величайшим умам все* времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (т. 18, с. 499).

Осн. соч., раскрывающие этические взгляды Ф.: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Тракта» о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822; в посмертном издании — «Теория всеобщего единства»), «Новый хозяйственный и общественный мир» (1829), «Ложное хозяйствование — раздробленное, отталкивающее, обманное — и его противоположность — хозяйствование, сообразное с природой, согласованное, привлекательное, истинное, дающее учетверенный доход» (1830).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Фурье


 

2010. Словарь по этике.