Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Фрейдизм — широко распространенное в буржуазных странах субъективно-идеалистическое учение о природе человека, идеями к-рого в значительной мере проникнуты совр. буржуазные социология, философия, антропология, этика, педагогика и эстетика. Ф. (или психоанализ) возник в конце XIX в. Его создатель австр. врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) вначале разработал психоанализ как метод лечения психических заболеваний, а затем распространил сферу его компетенции и на общественные отношения. В основе этики Ф. лежит положение о врожденности психических комплексов человека.

Структуру и мотивы поведения человека Ф. выводит из его бессознательных, прежде всего сексуальных («либидо»), влечений. Первичным элементом внутреннего мира человека Фрейд считает непознаваемое Id («оно», бессознательное), к-рое действует как ненаправленная энергия, стремление, обретает направленность в «принципе удовольствия» и проявляется у мужчин в противоречивом комплексе сексуальных влечений к матери и агрессивных побуждений по отношению к отцу («комплекс Эдипа»), Подобные влечения приписываются и женскому полу («комплекс Электры»).

Жизненные стремления человека Фрейд и сводит к подобным влечениям, якобы унаследованным еще с первобытных времен. Но о образованием об-ва возникают моральные нормы поведения, ограничивающие и подавляющие открытые проявления бессознательных влечений. Поэтому, с т. зр. Фрейда, в сознании человека на самых ранних этапах общественного развития развивается и передается затем по наследству особая инстанция «Идеал-я», к-рая является результатом усвоения индивидом моральных норм.

Рассматривая характер взаимоотношения индивида и об-ва в буржуазном мире, Фрейд абсолютизировал его и необоснованно сделал вывод о том, что любая цивилизация враждебна человеку, т. к. обусловливает подавление его влечений и является результатом превращения («сублимации») психической энергии в различные виды культурной деятельности. Влечения же, не поддавшиеся сублимации, проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей, Т. обр., пороки буржуазного об-ва трактуются Фрейдом как проявление антиобщественной природы человека.

Психологическая т. зр. Фрейда была использована реакционными идеологами Запада и США для оправдания пороков буржуазного об-ва необоснованными ссылками на извечную ущербность человеческой психики. Ненаучность осн. положений Ф., а также все увеличивающееся влияние философии марксизма привели к тому, что наряду с существованием ортодоксальных психоаналитиков еще в 30-х гг. в США возникло и развивается неофрейдистское течение в медицине, психологии, социологии и др. областях культуры (наиболее влиятельный его представитель — Э. Фромм).

Гл. черта неофрейдизма — стремление освободить психоанализ от крайностей биологизма и тенденция к признанию роли социальных факторов, общественной среды в формировании личности. Но в сущности все модификации неофрейдизма остаются в осн. русле идей психоанализа.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Фрейдизм


 

2010. Словарь по этике.