Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Фетишизм в морали (фр. fetichisme, от порт. feitio — волшебство) — совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Выражается в придании им внеисторического (естественного или сверхъестественного) характера; связан с догматизмом в морали и этическим абсолютизмом.

Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово-антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы, как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-рыми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием.

Одна из разновидностей такого явления — моральный Ф., проявляющийся по-разному. Часто в сознании людей нравственные понятия настолько прочно срастаются с теми явлениями, к-рые они характеризуют с т. зр. их морального значения (напр., «Воровство есть зло»), что людям начинает казаться, будто эти явления имеют нравственный смысл сами по себе, независимо от породивших их социальных отношений и от общественной практики человека.

Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и получает теоретико-философское выражение в некоторых буржуазных этических учениях. Так, натуралистическая разновидность Ф. (Натурализм) заключается в том, что моральным ценностям приписывается естественное происхождение. Утверждается, что добро и зло заложены в самом устройстве вселенной или же коренятся в естественной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм).

Иногда же происхождение моральных ценностей выводится из некоего абсолютного начала, объективного духа или бога. Добро с этой т. зр. есть то, что отвечает воле или разуму бога или же соответствует закону абсолютного духа. Это объективно-идеалистическая и религиозная разновидности морального Ф. (Неотомизм, Неопротестантизм). Иногда Ф. выражается в придании моральным понятиям самоочевидного характера (Интуитивизм).

Ф. может проявляться также и в том, что явлениям, имеющим природное происхождение, напр. стихийным бедствиям (наводнениям, пожарам, землетрясениям, эпидемиям), приписывается моральное значение. В них усматривается действие злых космических сил или божественная кара людям за их «прегрешения». Здесь религиозная разновидность морального Ф. смыкается с фатализмом.

Социальные корни морального Ф. отмирают в социалистическом об-ве, основанном на общественной собственности на средства производства, где люди ставят под свой контроль действие объективных социальных законов и начинают применять их планомерно и сознательно. По мере того как люди осознают общественный смысл тех нравственных требований, к-рые они выполняют, исчезают и условия, порождающие моральный Ф.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Фетишизм


 

2010. Словарь по этике.