Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Этика и психология (греч. ethika и psyche — душа) — науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении человеческого поведения и побуждений, но исследующие их с различных т. зр. Вплоть до XVIII в. в философии не существовало четких границ между Э. и п. В Э. господствовал натурализм и психологизм в истолковании природы нравственных мотивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств человека. Это представление нашло наиболее законченное выражение в нравственного чувства теориях, где понятия и принципы морали выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой).

Первым в истории Э. натурализм и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант. Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью. Поэтому надо сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается.

В противоположность П., к-рая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий. Кант определял Э. как науку о должном поведении человека и о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует. Кант не смог выяснить социальную природу морали, в потому и истолковал моральное сознание как априорное в противоположность психике, к-рая эмпирически обусловлена.

В этом проявилось его идеалистическое понимание морали. Проблема соотношения Э. и п. остается нерешенной и в совр, буржуазной этике, к-рая либо трактует мораль как проявление человеческой психики, либо следует кантовскому противопоставлению эмпирически обусловленной психики и априорной, логической или иррациональной способности морального суждения, Лишь в марксистской теории проблема соотношения Э. и п. получила научно-материалистическое решение.

П. изучает законы человеческой психики как общие или специфические свойства личности, социальных групп, человека вообще, процессы, протекающие в сознании человека и составляющие внутренние, субъективные причины его действий. Э. рассматривает поведение и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральным требованиям (Сознание моральное, Логика морального языка) я обладают нравственным значением (Ценности).

Отсюда вытекают в различные аспекты в трактовке некоторых понятий в Э. и п. Так, П. рассматривает свойства характера человека с т. зр. их обусловленности определенными психическими механизмами в мозгу человека (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), к-рые могут быть отчасти прирожденными, а отчасти благоприобретенными, воспитанными в известных социальных условиях и к-рые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для данного лица.

Э. рассматривает моральные качества безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Напр., сила воли изучается П. с т. зр. психических механизмов, управляющих поведением человека, а в Э. рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим определенные общественные потребности.

Т. обр., и психические свойства, и моральные качества причинно обусловлены, но проявляют в себе различные виды причинности. При всем различии Э. и п. эти науки взаимосвязаны. Э. разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а П. раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Этика и психология


 

2010. Словарь по этике.