Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Этика и педагогика (греч. ethika, paidagogia) — общественные теоретические дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой. Теория морали — Э. анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их моральную деятельность людей.

Ее составная часть — нормативная этика обосновывает нравственные принципы, в к-рыя отражаются социально-исторические потребности человека. П. же, как теория воспитания, исходя из изучаемых Э. закономерностей, решает практическую задачу — устанавливает пути и методы формирования моральных убеждений, чувств и привычек, в соответствии с определенными нравственными принципами. В этом смысле П. — дисциплина, основанная на данных Э. Это, конечно, не означает, что Э. — чисто академическая дисциплина (ее всегда считали «практической наукой»), а П. — наука, не имеющая собственного теоретического содержания.

Существуют объективные законы процесса общественного воспитания и обучения, к-рые я изучаются П. (Коммунистическое воспитание). В Этом отношении П. связана также с социальной психологией, анализирующей закономерности массового сознания и деятельности людей. В определенном смысле предмет исследования П. шире, чем Э., поскольку в ней рассматриваются вопросы не только морального, но и др. сторон общественного воспитания — умственного (в т. ч. научно-теоретического), производственно-технического, трудового, политического, эстетического, физического.

В условиях социалистического об-ва П. в самом широком смысле совпадает с теорией коммунистического воспитания. Тесная связь марксистской П. и Э. способствует развитию обеих дисциплин. Использование в П. теоретических выводов Э. и данных социальной психологии обогащает методы воспитания, идейный арсенал воспитателя, создает предпосылки для научного подхода к решению стоящих перед ним практических задач, для глубокого понимания социально-психологических процессов в жизни социалистического об-ва, к-рыми он призван управлять. Связь Э. с П., с практикой коммунистического воспитания способствует повышению теоретического уровня этической мысли, помогает изживать в трудах по теории морали схоластические, псевдонаучные общие рассуждения.

Ориентация Э. на практические задачи коммунистического строительства предполагает подлинную связь этой науки о жизнью и современностью: развитие теории морали, основанной на конкретных социально-педагогических исследованиях, проверенной практикой строительства коммунистических отношений; углубленное рассмотрение актуальных проблем, вскрывающее социальные процессы во всем их богатстве и противоречивости. Взаимодействием Э. и п., естественно, не исчерпывается вопрос об идейно-теоретической и практической основе этих наук. В конечном счете обе дисциплины основываются на более общих принципах марксистско-ленинского учения.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Этика и педагогика


 

2010. Словарь по этике.