Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Эпикуреизм — направление в истории этики и моральных учений, а также нравственный принцип; разновидности гедонизма. Получил название по имени древнегреч. философа Эпикура, к-рый считал высшим благом состояние блаженства, наслаждение и связывал с его достижением все моральные добродетели.

Тем самым он попытался найти основу всех нравственных представлений в реальной жизни людей. Но непонимание общественной природы человека привело его к неправильному выводу, что стремление к наслаждению и попытки избежать страданий, естественно, присущи всякому живому существу, заложены в душе человека самой природой.

Социальный смысл учения Эпикура состоял в противопоставлении религиозному обоснованию нравственности, канонизировавшему косные традиционные устои греческого об-ва того времени, индивидуалистическое ее понимание, в попытках найти источник нравственности на в божественной силе, а в человеческой личности.

Хотя антирелигиозная направленность эпикуровского учения имела исторически прогрессивное значение, индивидуалистические его моменты были отражением наступавшего кризиса античного рабовладельческого об-ва. В дальнейшем учению Эпикура был придан грубо вульгарный смысл: под Э, стали понимать погоню за чувственными удовольствиями и образ жизни, для к-рого характерны низменные страсти и распутство.

Этому, с одной стороны, способствовало то, что рабовладельческая верхушка в период упадка античного об-ва именно так практически истолковала учение Эпикура, в таком же духе в последующие эпохи его восприняли представителя дворянской аристократии и раз богатевшей буржуазии, исповедовавшие культ роскоши.

С др. стороны, идеологи христианства, к-рым претил антирелигиозный дух Э. мн. сделали для того, чтобы дискредитировать это учение, придав ему именно такой, грубо, вульгарный, смысл. Проповедь религиозного аскетизма предполагала доказательство низменности всяких земных радостей.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Эпикуреизм


 

2010. Словарь по этике.