Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Эпиктет (ок. 50—138) — римский философ-стоик. Был рабом, позднее получил свободу; последователь римского стоика Мусония Руфа. Самостоятельная Деятельность Э. в Риме закончилась в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всём философским Школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Как и мн. греч. философы, он не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Дружеские беседы» Э., записанные его учеником Аррианом. Будучи прежде всего проповедником нравственности, Э. не разрабатывал теории морали.

Более подробно, чем др. представители стоицизма, он говорит об индивидуальной свободе — величайшем благе, делающем человека счастливым (таков эвдемонизм стоиков). Свободным Э. называет того, кто распоряжается лишь тем, что в его власти; «Когда будешь желать только того, что от тебя зависит, — тогда ничего не будет страшным для тебя». Богатство и тело человека не зависят от него (имущество могут отнять, его самого сделать рабом), но мысль и воля — всецело достояние индивида, и здесь - он вполне свободен. Все, что случается, неизбежно. Поэтому надо мужественно и без ропота переносить невзгоды.

Добро и зло не в вещах, а в душе, удручают не события, а мнения о них. Э. доказывал, что в условиях рабства свободная воля и внешнее благополучие несовместимы, отсюда он ошибочно заключил, что нужно отречься от всего ради духовной независимости и спокойствия. Т. обр., идеал Э. — негативная, аскетическая свобода, означающая на деле полную несвободу, ибо человек не может развить и проявить себя, отрешаясь от всех социальных и культурных богатств предметного мира, созданных об-вом.

Жить в соответствии с заповедями Э. — значит жить в согласии с природой — с мировым разумом, с законами правды и добра, т. е. в согласии с богом, частица к-рого находится в каждом. Именно эта общность с богом позволяет индивиду интуитивно отделить доброе от злого. В мыслях Э. о ценности всякого труда, о равенстве всех перед богом. В осуждении им жестокости и роскоши выражался протест против рабовладельческого строя, однако пафос его проповеди — терпение, непротивление и сострадание — не затрагивал существующих порядков.

По Э., смысл философий заключается в ее практической значимости. Сам он вел поистине стоический, аскетический образ жизни. И даже имени своего не оставил потомкам («эпиктет» по-греч. значит «приобретенный» кем-либо, «раб»). Э. не признавал бессмертия души, но др. аспектами своего учения оказал значительное воздействие на последователей христианской морали.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Эпиктет


 

2010. Словарь по этике.