Догматизм (моральный) (греч. dogma — учение, мнение) — принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению, сторонником к-рого он является; означает слепую приверженность положениям или требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в к-рой они осуществляются, и социальных последствий, к-рые отсюда вытекают.
Частными проявлениями Д. являются, напр., моральный формализм и фанатизм. Как социальное явление Д. обусловлен официозностью и фетишизацией (Фетишизм) нравственности, что особенно характерно для господствующей морали эксплуататорского об-ва, социальный смысл к-рой всячески затушевывается.
Д. особенно типичен для консервативного морального сознания отживающих классов, выступающих против социального прогресса и революционного преобразования об-ва. Теоретически Д. опирается на представление о существовании вечных и универсальных моральных принципов (Абсолютизм), не связанных с историей об-ва, пригодных к любым социальным ситуациям. Наиболее характерен он для религиозной морали, где обусловлен самим способом обоснования нравственных принципов (вере оказывается предпочтение перед наукой, откровению — перед разумом).
Д. часто выражается в попытках создать всеобъемлющий моральный кодекс, к-рый предусматривал бы все многообразные случаи моральной деятельности. Обычно претендуя на принципиальность, Д. в действительности извращает смысл коренных принципов морали, поскольку механически переносит требования, соответствующие определенной ситуации, на др. условия, в к-рых эти требования теряют силу или даже превращаются в свою противоположность.
Напр., доброта становится злом, если благодаря ей остаются безнаказанными преступления; предельное ограничение потребностей, крайнее напряжение сил, правомерные в период преодоления об-вом временных трудностей, не могут быть общей нормой поведения в период строительства коммунизма.
Коммунистическая нравственность осуждает Д. как несовместимый с творческим характером марксистского учения. В. И. Ленин неоднократно выступал с критикой различных проявлений Д. Он подчеркивал, что Д. невозможен там, где верховным критерием доктрины становится ее соответствие действительным процессам общественного развития.
Назад | Тематический указатель | Вперёд
|

Догматизм
|