Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Добродетель — понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств, присущих личности (группе лиц, классу, об-ву), указывая на их моральную ценность. Противоположностью Д. является понятие порока. Понятие «Д.» подчеркивает роль отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности.

Поэтому представление о Д. играло особенно важную роль в моральном сознании античного и феодального об-ва, когда, с одной стороны, выделившаяся из первобытного коллектива личность смогла стать олицетворением общественной морали, а с др. стороны, еще широко было распространено убеждение, что моральные качества коренятся в естественных склонностях человека (хотя и могут быть благоприобретенными), обусловлены личной психикой людей.

Понимание содержания Д. исторически менялось в соответствии с социальными потребностями об-ва и его господствующего класса. В Древн. Греции представление о Д. связывалось прежде всего с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость и венчающий их Д. справедливости, что нашло классическое выражение в учении Платона. Уже Аристотель подчеркивал, что Д. имеет не врожденный характер, а приобретается человеком в процессе упражнения. Христианская этика в эпоху средневековья выдвинула три осн. Д. — веру, надежду и любовь.

В них вкладывалось прежде всего религиозное содержание (вера в бога, надежда на его милость и любовь к богу). Всем этим Д. придавался аскетический характер (Аскетизм) отказа от мирских благ и земных радостей в пользу загробной жизни. Понятие Д. широко продолжали использовать теоретики эпох Возрождения и буржуазного Просвещения. Но они связывали это понятие, в противоположность христианскому учению, с земными интересами и счастьем человека.

Марксистско-ленинская этика исходит из того, что причиной появления представлений о Д. является не отдельный человек, взятый сам по себе, а об-во. И хотя сознательная волевая активность человека играет большую роль, гл. фактором в сохранении, поддержании и изменении нравов является конкретно-исторический строй общественных отношений, возникающий и развивающийся по объективным законам. Поэтому моральные качества человека, поведения людей объясняются не только личными особенностями каждого, но и объективными законами развития каждой общественно-экономической формации.

Не случайно в социалистическом об-ве понятие Д. утрачивает первостепенное значение, а часто даже приобретает иронический оттенок, поскольку оно связывается с ханжеской религиозной моралью. Центр тяжести переносится на более сложные формы морального сознания — принципы и нравственный идеал.

Добродеяние — см. Благодеяние.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Добродетель


 

2010. Словарь по этике.