Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Деонтология (греч. deon — должное и logos — учение; наука о должном) — раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Термин впервые был введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии Д. стали отличать от аксиологии — учения о добре и зле.

Одной из особенностей морального сознания как специфической формы общественного сознания является то, что оно отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, об-ва, исторического развития в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее.

Моральное сознание оценивает жизненные явления с той т. зр., насколько они оправданы в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности, последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях.

Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики — Д. Одним из важнейших вопросов теории морали, к-рый так и не смогла решить домарксистская этика, является проблема соотношения Д. и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух осн. категорий этики — долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно основываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро), но, с др. стороны, он определяет добро через долг (добро состоит в том, чтобы выполнять долг).

Невозможность для всей немарксистской этики разрешить проблему соотношения этих категорий объясняется тем, что она, как правило, противопоставляет друг другу два вида нравственности — добро-деяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному закону. Это противопоставление в разных вариантах можно обнаружить и в совр. буржуазных этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.).

В конечном итоге отсюда проистекает характерное для буржуазной этики (особенно для деонтологического интуитивизма) представление о противоположности двух областей теории морали — Д. и аксиологии. В коммунистической нравственности не существует противоречия между выполнением долга и осуществлением добра, поскольку ее требования исходят в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного развития об-ва и человечества, отражают действительные интересы людей.

С т. зр. коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С др. стороны, в своем служении об-ву и человеку каждый должен не просто исходить из своего собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принципах, к-рые выработало коллективное сознание об-ва.

Поэтому моральным добром является то, что отвечает предписаниям морали (должному). В коммунистической нравственности решается также и др. проблема, к-рая вызывала противопоставление должного и добра, — вопрос о соотношении личности и об-ва (Личность и коллектив, Самодеятельность и творчество в морали, Человек и общество).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Деонтология


 

2010. Словарь по этике.