Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Демокрит (ок. 460—370 до н. э.) древнегреч. философ-материалист, представитель этики эвдемонизма. Этические воззрения Д. изложены в его осн. произв. — «Малом диакосмосе», из к-рого сохранилось лишь незначительное количество фрагментов.

Этике Д. свойственны натурализм и рационализм (мудрость — высшая добродетель, разум — критерий морального поведения; отождествление мудрого человека с нравственным, невежественного — с безнравственным). Д. допускает выбор поведения и ответственность за него постольку, поскольку это поведение соотносится с законами, установленными самим человеком, а добро, зло, справедливость, долг, стыд, убежденность имеют место лишь в отношениях между людьми.

Учению Д. присущи также элементы утилитаризма (добро — то, что полезно, зло — то, что вредно, критерий для различения удовольствий — польза); принцип «золотой середины» (чувство меры; умеренность в удовлетворении потребностей). Определяющим моментом его системы является эвдемонизм (цель жизни — «эвтюмия» — спокойное, радостное, безмятежное состояние духа, достигаемое благодаря душевному и моральному здоровью, свободе от страхов и предрассудков и общению с друзьями-единомышленниками).

Историческая ограниченность этики Д. прежде всего обнаруживается в закреплении социальных отношений, отвечающих интересам рабовладельческой демократии (рабы — вне морали; счастье может быть достигнуто лишь свободным человеком; обоснование подчиненного положения женщины). Остается нерешенной проблема соотношения абсолютного детерминизма в онтологии с относительной свободой выбора в этике. Дальнейшее развитие эвдемонизм Д. получил в трудах Эпикура и Лукреция.

Деонтологический интуитивизм — см. Интуитивизм.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Демокрит


 

2010. Словарь по этике.